17 февраля на философском факультете МГУ им. М. В. Ломоносова начинает работу уникальная образовательная программа, посвященная современному искусству. Участие в ней могут принять специалисты, бакалавры, магистры любого профиля. Явление, вызывающее столько споров, заслуживает всестороннего исследования, и развитие умения «читать» арт-объекты — лишь одна из задач курса. Философское, концептуальное путешествие, интеллектуальное погружение и практические творческие занятия — насыщенный и емкий экскурс позволит участникам выйти на новый уровень понимания современности и современников.
В начале аннотации курса под общим названием «Концепты современного искусства» приводится цитата известного искусствоведа, философа, писателя и публициста Бориса Гройса: «Сегодня публика признает современное искусство, даже не испытывая ощущения, что „понимает“ его».
Спорный тезис, на первый взгляд: нам, мол, еще далеко до тотального принятия объектов совриска. «Мой пятилетний внук (сынишка) сделает лучше», «Это все игра для „отмывки“ денег» и «Главное — нужные связи и дружба с влиятельными арт-мошенниками» — об эти тезисы разбилась не одна попытка приобщения к миру современного искусства.
Впрочем, то, чему столь многие противятся, уже произошло: мы живем «здесь и сейчас», и искусство отражает процессы, происходящие в социуме. Отрешиться от него невозможно. Подшучивать и иронизировать — вполне позволительно. А уж побаловать себя творчески-интеллектуальным штурмом для того, чтобы разобраться в арт-движении современности (от кого ведем отсчет? От Пикассо?) — как минимум интересно и полезно. Как идеи движут миром искусства, на чем основано их развитие, какие силы в действительности «выталкивают» на поверхность тренды и течения, на какие общественные запросы они отвечают, кто диктует моду на арт-рынке, и почему, в конце концов, одни странные работы стоят гораздо дороже других, таких же странных?
Что ж, к современному искусству бессмысленно подходить, вооружившись только собственным здравым смыслом и интуицией: оно требует серьезных знаний по истории и теории искусства, а главное — понимания концептуальных полей, на которых, с разной степенью осознанности, работают современные художники.
Что ж, к современному искусству бессмысленно подходить, вооружившись только собственным здравым смыслом и интуицией: оно требует серьезных знаний по истории и теории искусства, а главное — понимания концептуальных полей, на которых, с разной степенью осознанности, работают современные художники.
Попробовать себя в роли арт-критика, куратора, жонглировать аргументами, сыпать примерами, открывать парадоксы, рассматривать идеи и их воплощения под разными углами, выстраивать диалог с искусством, со зрителем, наконец, с самим собой как с человеком творчества — таков новый виток познания арт-мира.
В этом деле без «философствований» не обойтись, и, чтобы не быть голословными и располагать должным аналитическим «базисом», в курсе будут проанализированы труды и идеи современных философов, теоретиков и практиков Мартина Хайдеггера, Клемента Гринберга, Вальтера Беньямина, Жана Бодрийяра, Ролана Барта, Роберта Смитсона, Мишеля Фуко и не только. Одни исследовали тексты Эдгара По, другие стали классиками ленд-арта, третьи стояли у истоков протестного движения «шестидесятников»… Впечатляющая компания передовых мыслителей современности.
Курс рассматривает следующие темы:
• Какое искусство мы называем современным? Краткое введение в теорию и практику современного искусства
• Жизнь искусства после смерти Бога.
• Почему искусство перестало быть фигуративным? Проблематизация знака. Кризис репрезентации.
• Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости.
• Концептуализм: искусство как Идея.
• Искусство выходит из музея
• Искусство как медиум: медиум-специфичность или постмедиальность?
• Эстетизация политики и политизация искусства.
• Музыка в эпоху опус-пост. Как писать музыку после оргии?
• Практикум «Арт-критики против кураторов»