Есть на свете такие странные и интересные люди, которые любят пугать сами себя, но без ущерба для собственного комфорта.
Они ищут поводы и изобретают методы, чтобы утолять свою жажду жути самыми быстрыми и безопасными способами. Желающие понагнетать жути и посгущать мраку вокруг себя, не вылезая из удобного кресла и домашних тапочек, так сказать.
Эти люди, а имя им - Легион, как вы сами понимаете (и по себе знаете), являются преданными поклонниками и неутомимыми потребителями такого ходкого товара как кино-триллеры, хорроры и слэшеры.
Для них пишут саги про вампиров и оборотней. Для них снимают сериалы про маньяков, издают видеоигры с полчищами голодных зомби.
Это они наполняют собой музеи ужасов, башни пыток, комнаты страха, лабиринты с чудовищами и прочие отраслевые локации для любителей покричать и побояться за собственные деньги.
Самые продвинутые из их числа читают Лавкрафта и Гюисманса.
Те, которые не так прихотливы и не столь пристрастны, с точки зрения эстетичности и трансцендентальности, - довольствуются Стивеном Кингом или Дином Кунцем.
Нувориши, принадлежащие к этой породе саспенс сапиенсов, скупают замки с привидениями, "страшные картины" прОклятых художников и личные вещи серийных убийц на аукционах.
Но есть среди любителей напугать себя и особо утонченные индивиды, обладающие рафинированным художественным вкусом и чутким музыкальным слухом.
Таким подавай музыку. Ту, которая вгоняет в депрессию. Ту, которая заставляет стынуть в жилах кровушку и принуждает зубы выстукивать кровавое болеро в такт поступи каменной статуи Командора.
Статуя: - Я на зов явился... Все кончено. Дрожишь ты, Дон Гуан.
Дон Гуан: Я? нет. Я звал тебя и рад, что вижу.
Статуя: Дай руку.
Дон Гуан: Вот она... о, тяжело
Пожатье каменной его десницы!
(А.С.Пушкин - "Каменный Гость")
Да, такой любитель ужаса - вовсе не хлипкотелый девиант-мазохист. Он больше похож именно на Дона Гуана из пушкинской трагедии, чем на героя "Венеры в мехах".
Такой слушатель бросает вызов. Вызов не судьбе, конечно, как это сделал опрометчивый идальго, но своей нервной системе. Этот отчаюга ставит безопасный, но чарующий эксперимент на самом себе.
Вот к такого рода экспериментатору я и обращаюсь, желая поделиться некоторыми впечатлениями и собственным пониманием вопроса.
А если попросту и без церемоний, то я хочу сказать пару слов о некоторых исполнителях, специализирующихся на музыкальных мрачняках.
Итак, вот вам моя рука. В смысле - музыкальная подборка, которую требуется слушать, ночью, в темноте и только в одиночестве. Для чистоты эксперимента.
Начну со своего любимейшего музыканта. Одного из самых загадочных, противоречивых, а начиная с альбома Tilt (1995) и самых мрачных персонажей в истории современной музыки.
Имя ему - Скотт Вокер (Scott Walker)
Скотт был натурой одухотворенной и впечатлительной. Подлинный художник слова и звука.
Страх, переходящий в ужас - его палитра. Отчаяние и психоз - его тема. Мизантропия - его диагноз.
BTW: В первой из представленных мной композиций речь идет, в частности, о суде над знаменитым нацистским преступником - Адольфом Эйхманом.
Вторая посвящена любовнице Бенито Муссолини - Кларе Петаччи, казненной за компанию с дуче.
С Вокером в деле нагнетания мрачности соперничать сложно, но ...
Кому, как не лидерам направления, которое прямо так и обозначает себя - dark jazz / dark ambient - не принять вызов Командора? Кому как не Bohren & der Club of Gore ответить на его каменное рукопожатие?
Позиционируя себя как "мрачный джаз", уроженцы Северной Вестфалии просто обязаны соответствовать и не срамить.
И они не посрамили брэнд пока ни единого разу. Отменное жутинагнетание и ровная дискография.
Ночная тоска холодных и загазованных городов Рурской Агломерации достойным образом отражена в медитативных фигурах, прочерченных уставшим саксофоном посреди смога из электронных облаков, вялых конвульсий фортепиано и полумертвых ударных.
Вагнеровское Кольцо Нибелунгов фантомной болью отзывается в амбиентных пассажах парней из "Клуба Ужастиков".
Следующие в очереди - глубоко почитаемые мной Swans. Одна из самых интересно работающих в XXI веке команд.
Они словно второе (или уже третье?) дыхание обрели с выходом альбома My Father Will Guide Me up a Rope to the Sky (2010), после почти 15-летнего молчания.
Вновь обретенное дыхание они пока не теряют. Нагоняют мраку и жути усердно.
Впрочем, отчаяния и растерянности в их музыке едва ли не больше, чем собственно мрака ... или это одно и тоже? Трудно мне, жизнелюбу, самому разобрать эти нюансы ) Попробуйте вы идентифицировать и квалифицировать этот фенОмен.
Многие полагают, что смурных Лебёдушек слушают только отъявленные садо/мазо, но ...
В моем понимании, Свонз - романтики, как не странно. Они - несчастные дети заплеванного асфальта, которые грезят об идеальном мире.
Есть в их депрессивной музыке чахлая надежда. Брезжит где-то в самой глубине рваного горизонта ... обозначают ее там обезумевшие Лебеди в какие-то просветленные мгновения, если, конечно, исхитритесь дотерпеть до мгновений до этих )
Кто у нас следующий?
Пусть это будут жесткие альтернативщики из тоскливо благополучного Массачусетса, носящие гордое и красивое имя
Morphine
Песня про дьявола по имени Хорошенькая (Buena) может и не страшна на поверхностный взгляд. Она даже элегантна, как сама малышка Буэна.
Но сексуальной малышке пугающе подошло бы то самое имя, которым назвали свой бэнд парни. Морфина.
Этим она и страшна - извращенной элегантностью, красотой смертоносного порока.
Ловушка Дьявола, - говорю я вам.
Поверьте на слово, - умоляю я, когда не имею иных аргументов, кроме внятного запаха серы, выдуваемого из саксофонного раструба.
Песня про Пустую Коробку, присланную загадочной женщиной с еще более загадочной просьбой, по-моему органично соседствует с бесстыдной Буэной.
На этом разрешите пока откланяться. Продолжение следует.
Driver Pete, 09/02/2020
Если вы дочитали, то вам может быть интересно:
Туман-туманище или Обыкновенная история ленинградского школьного ансамбля.
Некоторые жанровые особенности песенных текстов.
Ты думаешь, что я хочу застрелиться? (Памяти Терри Кэта)
Проклятие Лейлы (к 50-летию великого альбома)
Кто здесь? Техно-литургия Мертвых Городов.
Инструменты Бога
Гимн болельщиков всего мира
Лебединая песня Зомби
ПОЧЕМУ ОДНИ ГРУППЫ МНЕ НРАВЯТСЯ, А ДРУГИЕ - НЕТ
Рок - это агрессия.
Прощание с Земляничными Полянами
Магический Резонанс
Синдром второго альбома как следствие синтетической инфекции (Tuxedomoon - Desire)