первая часть
ЭПИЛОГ. ПРОКЛЯТИЕ ЛЕЙЛЫ
DEREK AND THE DOMINOS feat. ERIC CLAPTON - Layla and Other Assorted Love Songs (1970)
Cудьба участников этой записи одна из самых зловещих страниц в истории рока. Возможно, это самая мистическая из его тайн.
Впрочем, судите сами. Изложу только биографические факты.
Пройдемся по персоналиям.
Джим Гордон (Jim Gordon)
- (барабанщик и соавтор титульной песни) - человек неистового нрава, с юности слышавший в своей голове некие загадочные "голоса".
Джим был подвержен припадкам ярости, переходящей в бешенство.
После выхода альбома работать с ним становилось всё тяжелее. Гордон отчаянно завидовал Клэптону и Бобби Витлоку, получавшим авторские за песни с альбома.
Витлок так вспоминал о Гордоне и их совместной работе в то время:
"Проблемы у него были издавна, болезнь не подкралась неожиданно. Он мне и раньше говорил, что слышит голоса. Достаточно было заглянуть в его глаза, чтобы понять - за ними нет души. "Никого нет дома" - словно говорили они. Сюрреализм полный...
У него было большое и доброе сердце, но души в нем не было. Играл он мощно, грохотал по прямой как товарный поезд. Левой рукой Джим мог делать одно, правой - нечто совсем другое, а его ноги в это время и вовсе творили что-то отдельное. Казалось бы, что во всем этом не могло быть совершенно никакого смысла.
Но когда все это происходило у него одновременно, то смысл неожиданно появлялся.
Невероятный был талант.
Но он был психом и чем сильнее Джим увязал в героине и кокаине, тем хуже становилось дело.
Он ведь даже не пытался завязывать. Мне рядом с ним всегда было некомфортно. Я его побаивался, поскольку чувствовал, что с его душой не все в порядке".
Один из припадков ярости Гордона, который произошёл на репетиции Derek & the Dominos, закончился тем, что Эрик Клэптон, наблюдавший за буйством барабанщика ... встал, отключил гитару. Молча скрутил шнур. Молча упаковал гитару в кофр. Защёлкнул кофр и спокойным тихим голосом сказал Гордону:
"Больше я с тобой никаких дел не имею и на одну сцену с тобой никогда не выйду".
Эрик вышел из студии на улицу и на этом закончила своё существование группа D&tD, потенциал, которой некоторые знатоки оценивали выше любого другого состава, в котором участвовал Клэптон (а это были не последние группы в истории рок-музыки: Yardbirds, John Mayall's Bluesbreakers, Cream, Blind Faith).
Так гласит легенда о разрыве дЭрика с Домино.
Теперь если судьба вдруг сподобит вас встретиться с Эриком Клэптоном, то лучше не спрашивайте его о Джиме Гордоне. Не стоит этого делать.
Эрик уже почти полсотни лет отказывается говорить об этом человеке.
Тем не менее, Джим Гордон стал в 70-х одним из самых востребованных сессионных барабанщиков. Он работал с суперзвёздами самых разных жанров и заслужил репутацию одного из лучших барабанщиков мира.
Но "голоса" и наркота сделали своё дело. Нынче Гордон сидит в психушке тюремного типа, отбывая срок за убийство собственной матери.
Да-да, вы все прочитали правильно. Джим Гордон укокошил собственную родительницу. Он насмерть забил её молотком, повинуясь очередному "голосу" в своей голове.
Уже сидючи в тюрьме Джим увидел по телевизору как Клэптону вручают "Грэмми" за акустическую версию "Лейлы".
Это зрелище стало причиной очередного приступа буйной ярости Джима. Не вынесла завистливая душа барабанщика (душа, которой нет, если верить Бобби Витлок) такой несправедливости.
Через пару лет, в результате тюремного шмона, у Гордона нашли тщательно запрятанный листок бумаги. На листке ровным почерком маньяка был любовно составленный список потенциальных жертв Джима, на случай, если его выпустят из психушки. Все обидчики и злодеи были перечислены Гордоном поименно, у каждого был свой порядковый номер.
Все были приговорены Гордоном к смерти.
Одним из первых в списке значился, разумеется, Эрик Клэптон.
Надо сказать, что деньги у Джима Гордона есть - ручеек из роялти за Лейлу не иссякает. Большая часть того ручейка утекает к дорогущим американским адвокатам, которые прилагают все усилия, чтобы убийца собственной матери был оправдан и признан безопасным для общества. Дорогие адвокаты шлют одну апелляцию за другой ... чтобы Гордон вышел на свободу. Вышел, сжимая в руке пронумерованный dead-list и прислушиваясь к таким уже родным "голосам" в буйной голове ...
Кстати. Джим Гордон теперь фигура легендарная и даже культовая. Про него сочиняют песни, его именем называют экстремальные рок-группы.
Еще бы! Джим Гордон для рокеров - повод погордиться и даже немного задрать нос. Рок, в лице безумного барабанщика, получил своего персонального маньяка.
Новомодный кумир металлистов, убивец - Варг Викернес нашему Гордону в подметки не годится. Щенок-норвежец еще двойки из дневника вырывал, чтобы дома ремня не огрести, когда Джим барабанил молотком по черепу собственной 72-летней матушки.
Впрочем, хватит о нем. Справедливости ради, вспомним напоследок, что барабанщиком Джим Гордон был великим. "Апостроф" тому порукой!
***
Карл Радл (Carl Radle)
- (бас-гитара)- занимался сессионной работой (в т.ч постоянно записывался с Джорджем Харрисоном).
После возвращения Эрика Клэптона из героиновой бездны (о которой речь впереди) на сцену, Карл Рэдл вошёл в состав его новой группы. Карл стал единственным из Derek & the Dominos, кого Клэптон пригласил в свой аккомпанирующий состав.
К.Р. играл в группе Клэптона до 1979 г. и записал с ним все первые 6 сольных альбомов Эрика.
В 1979 Эрик Клэптон решил поменять всех своих музыкантов на новых. Карла Рэдла он оповестил об увольнении телеграммой ...
Рэдл, которому Эрик был обязан многим (не стану вдаваться в подробности, поверьте на слово), счёл себя обиженным и не простил этой обиды до конца своих дней.
А дней этих оставалось у Карла, как оказалось, не так много. Рэдл ушёл с головой в наркоту (до того, он, по большей части, бухал) и сгорел за год.
В мае 1980 его нашли мёртвым на 4-й день после смерти. Печень не выдержала, когда ему было всего 37.
Подруга Карла (она есть на одном из фото обложки "Лейлы"), узнав о его смерти, застрелилась.
Эрик Клэптон посвятил альбом "Another Ticket" (1981) памяти своего бывшего басиста.
***
Бобби Витлок (Bobby Whitlock)
- (клавишник, автор последнего трека альбома и соавтор ещё пяти)- после Лейлы занялся сольной карьерой (с первым альбомом ему помог Эрик), засветился на эпохальном альбоме The Rolling Stones - "Exile on the Main St.".
Проклятие Лейлы для Бобби прошло по касательной - карьера, которая начиналась блистательно и сулила взлет на вершину, сложилась весьма уныло и заглохла на полпути.
Кто-нибудь слышал сольные альбомы Бобби Витлока? А ведь, говорят, что они есть. И все, кто его помнит, все, кто с ним выходил когда-то на сцену и работал в студии, в один голос говорят о том, что он был чертовски талантлив. Некоторые добавляют, что он был еще и хорош собой, и очень приятен в общении.
Может быть симпатичная внешность и безобидный характер спасли ему жизнь. Лейла пощадила его. Его, но не его музыкальную карьеру, которая стала данью проклятию.
Но слава Богу, что хотя бы выжил (наркота тоже не обошла его стороной).
***
Дюэйн Оллман (Duane Allman)
- (гитара, не вошёл в число соавторов ни одной песни альбома только по причине того, что отказался от авторских из уважения к Эрику) - разбился на мотоцикле через год после записи "Лейлы".
Великий гитарист поколения отправился транзитом из седла злополучного байка в пантеон рок-легенд, не дожив всего три недели до своего 25-летия.
Лейла не забыла и про него.
***
А началось Проклятие Лейлы (как многие конспирологи полагают) с Джими Хендрикса, который умер через неделю после того как Derek & the Dominos записали кавер на его Little Wing.
Вот такое Проклятие Лейлы. Такой вот эффект Домино.
Хотите верьте в него, хотите - нет. Но эта история уже стала частью самого альбома. Не рассказать ее было бы неправильным.
***
А что же Эрик?
Роковая любовь к жене лучшего друга, смерть Джими Хендрикса, а вслед за ней и Дюэйна Оллмэна - всё это обрушилось на Клэптона одно за другим и Эрик сломался. Навалилась депрессия, апатия, героиновая зависимость.
Джордж Харрисон с трудом вытащил друга Эрика поучаствовать в Kонцерте для Бангладеш. Там уже было заметно в какой ужасной форме был Клэптон (см. фильм). А ведь прошел всего год после выхода Лейлы.
После "Бангладеш" Эрик окончательно забросил музыку и беззаветно посвятил всего себя делу медленного героинового умирания в элегантной компании малолетней аристократки.
Эрик распродавал уникальную гитарную коллекцию через наркодилеров. Не было сил и желания даже выйти из дома. Он менял гитары на героин ...
Возвращаться он уже не собирался.
Почти 4 года были вычеркнуты из его жизни.
Эрика спасло только чудо, явившееся в лице причудливого трио, участниками которого стали: дружище Пит Таунсенд / отец малолетки, с которой честно делил дозы Эрик - Уильям Дэвид Ормсби-Гор, 5-й барон Харлек (именно так звали папашу героиновой лолиты) / знаменитая докторесса Маргарет Патерсон, которая вытащила когда-то из героиновой ямы и самого Таунсенда.
Три ангела-хранителя возились с Эриком и его юной леди, как с детьми.
Пит Таунсенд сумел всё-таки вернуть Эрику интерес к музыке, а с ним пришло и желание выжить. С их совместного концерта в Рэйнбоу Театре началось возвращение Клэптона к жизни.
***
Эрик Клэптон да ещё разве что Кит Ричардс - это те, немногие выжившие из героев "психоделического лета" рок-н-ролла ...
Но это уже другая история.
Всю оставшуюся жизнь Эрик будет искать себе нового гитарного брата, такого каким был Дюэйн. Он будет словно одержим манией переиграть со всеми лучшими гитаристами мира. Запишет и сыграет множество великолепных дуэтов.
Albert Lee, Alvin Lee, Ry Cooder, Mark Knopfler, Freddie King, Steve Cropper, B.B.King, Robert Cray, Keith Richards, Carlos Santana, John Lee Hooker, Dave Gilmour, Steve Lukater, Buddy Guy, Stevie Ray Vaughan, Andy Fairweather - Low и, конечно же, George Harrison
и еще множество великих имён.
Но такого магического сочетания, какое было у Клэптона с Оллмэном больше никогда не будет.
Это был величайший гитарный дуэт, оставивший после себя только один альбом. Альбом, заряженный проклятьем.
P.S. В 1974 году возлюбленная Клэптона все-таки ответила ему взаимностью. Патти Бойд-Харрисон ушла от мужа и стала жить с Эриком. Но это был отнюдь не хэппи-энд, а лишь начало новой и драмы ...
А я на этом прощаюсь с вами.
До следующего альбома, которому нынче исполнится 50 ...
Driver Pete, 2005.
Оригинал статьи размещен здесь
Если вы дочитали, то вам может быть интересно:
Лейла и другие ... часть 2 (к 50-летию великого альбома)
Лейла и другие... часть 1 (к 50 - летию великого альбома)
БиБи КИНГ и Эрик КЛЭПТОН (Некоторые соображения, навеянные выходом совместного альбома "Поездка с королём")
День, когда умерла музыка
Старый конь ритм-энд-блюз не испортит
Третий - не лишний (к 50-летию великого альбома)
Маска, я тебя знаю? (к 50-летию великого альбома)
Возвращение Блудного Отца (часть1 - Свистать всех наверх!)
Возвращение Блудного Отца (часть2 - Курс на Чикаго!)
Зеленая Река, Болотные Берега (К 50-летию великого рок-альбома)
Песни для портнихи (к 50-летию великого альбома)
Обратная Сторона Эбби Роуд (к 50 летию альбома)
Капитализм + Электрификация Грязного Блюза
Старик, который отказался играть рок-н-ролл в 1969 году (к 50-летию великого альбома)