(Jack Reacher: Never Go Back, 2016, США)
Интересно, чем мотивировано столь нетипичное решение: посадить в режиссёрское кресло "Джека Ричера 2" именно Эдварда Цвика ("Кровавый алмаз", "Легенды осени", "Последний самурай"). Являясь вполне самобытным творцом, здесь он был вынужден плясать под дудку заказчиков, а они требовали от него чистой воды массовый продукт. После чего Цвик тотчас растерял всю свою уникальность, превратившись в триллер-мейкера среднего пошиба, которые в голливудских степях и без него носятся табунами.
Вдобавок Эварда обломили с сюжетом, который ему пришлось здесь окучивать.
В первом "Джеке Ричере" имелась хоть какая-то оригиналинка в виде закрученной детективно-снайперской темы. А также уморительной "клюквы" в финале про русского зека, отгрызшего себе на Колыме пальцы.В сиквеле же из 20 написанных на тот момент, ещё не экранизированных книг Ли Чайлда выбрали, наверное, самую банальную по меркам кино - про очередную Злую Корпорацию. Ту, что по уши увязла в коррупции и катит бочку на расследующих её мутные делишки, кристально-честных детективов. Причём делает она это настолько по-тупому и с таким количеством мокрухи, что кабы не Том Круз, зритель мог бы подумать, будто ему подсунули не серьезное кино, а поделку категории "Цэ".
Само собой, что униженные и опозоренные герои в лице армейского следователя Сьюзэн Тёрнер и помогающего ей Джека Ричера (кто он таков, уточнять не буду - слишком долгая история) не хотят сидеть, сложа ручки, в тюремной камере. Тем более у второго, как вдруг выяснилось, есть дочурка-подросток от мамы, которую он в упор не помнит. Да и фиг бы с ней, с мамой, но девчонка тоже могла пострадать за папашино детективное любопытство. Поэтому Джек и Сьюзэн драпают из темницы и начинают воевать с Корпорацией в хардкорном режиме выживания. Попутно спасая дочурку и перепрыгивая через трупы жертв этой войнушки.
Также Цвик, увы, плоховато снимает рукопашку в стиле Джейсона Борна. При том, что в первой картине Ричер боксировал весьма резко и вертляво, а здесь нельзя смотреть без грусти на его едва гнущиеся конечности. Про его напарницу и не говорю - пока она размахнется и врежет кому-нибудь, её враг успеет выкурить сигарету. Вдобавок к этому все дерутся в манере индийского кино, лупя друг друга по очереди, исходя из принципу "ты мне, я тебе", разве что звуки "хыдыдыщь!" при этом не раздаются.
Действительно, и почему никто не шепнул Цвику, что в современных боевиках профи-рукопашники уже давно не бьют друг другу морды так неуклюже? О чём, казалось бы, создатель "Последнего самурая" должен и сам догадываться, но нет, не может. А хитрый Том Круз, небось, был только этому и рад, что на сей раз его заставляли меньше потеть и напрягаться.
Кстати, занятно: 53-летний Круз стал так подозрительно смахивать на Ричарда Гира, что в потёмках их и вовсе легко перепутать. А ещё своей постылой "лыбой" Том нынче злоупотребляет куда реже, что, безусловно, пошло ему на пользу, ибо и впрямь задолбал 40 лет рекламировать всему миру своего стоматолога.
***
В общем, временами зрелищный, но абсолютно безыдейный детективный боевик, на котором, похоже, кинофраншиза о Джеке Ричере и иссякла. По крайней мере кассовые сборы у сиквела были жиденькие, и в нынешних планах Круза триквел до сих пор не обозначен. Не знаю, была ли в этом вина Эдварда Цвика или прессующих его продюсеров, но первая картина за режиссерством Кристофера МакКуорри выдалась гораздо качественнее и смотрибельнее второй, тут и к бабке не ходи.
P.S. Ёлки зелёные, когда же наконец киношники перестанут снимать допросы с пристрастием, где кого-нибудь дубасят кулаками по башке? Чего мелочиться: да хреначьте сразу кирпичом или дубиной, если вы всерьёз уверены, что сотряс мозга проясняет человеку память, а сломанная челюсть делает его красноречивым!