Осень 2014 года. Барак наш, Обамушка, на весь мир заявляет (цитата неточна): "Под давлением введенных западными странами санкций и падения цен на нефть экономика России разорвана в клочья".
Вот так, с "разорванной в клочья" экономикой, мы с тех пор и живем. Вроде всё работает, и всяко не хуже, чем в 2013 году...
Как же на самом деле повлияли на экономику Российской Федерации санкции, введенные США и поддержанные всем западным миром, и частью не-западного? Что проиграла Россия, и в чем, может быть, выиграла?
* * *
Санкции можно условно разделить на три компоненты, это:
- ограничение ввода денег в Россию, в том числе ограничение на инвестиции, ограничения на кредитование, ограничения на размещение на Западе российских долговых обязательств, как частных, так и государственных;
- персональные санкции против крупных российских чиновников и некоторых российских олигархов;
- и ограничения на ввоз в Россию высокотехнологической продукции и высокотехнологического ноу-хау.
Ограничения на экспорт из России если и были введены, то минимальные: дело в том, что продукция сырьевого сектора российской экономики (газ, нефть, уголь...), или продукция первичной переработки сырья (алюминий, титан, никель...) на мировом рынке чрезвычайно востребованы из-за сочетания высокого качества и низкой цены и, как следствие, очень многие компании - в том числе крупные компании в США - существенно зависят от наличия этой продукции на рынке. Тем более нелепо запрещать экспорт той продукции российских предприятий, которая является уникальной (ракетные двигатели тут первое, что приходит в голову, но они не единственные уникальные продукты российского экспорта) - иначе есть риск "разорвать в клочья" некоторые отрасли американской экономики, а то и торпедировать некоторые отрасли экономики в мировом масштабе. Нет, конечно, мир такие "выстрелы в ногу" успешно переживет, и наладит выпуск аналогичной продукции где-нибудь вне России... Но пару-тройку лет конкретно эти отрасли и предприятия будет серьезно лихорадить, а с ними - и все те, которые зависят от их продукции.
В итоге доходы РФ от экспорта, если и упали, то незначительно; санкции, таким образом, были направлены против внутренней экономики РФ, а также против карманов наиболее влиятельных политических и экономических персон в РФ.
Что из этого вышло?
* * *
Начнем по порядку.
Барак Батькович, по-видимому, не знал - и никто ему не подсказал - что здесь, в России, существует серьезнейшее взаимное недоверие между гражданами страны и государством как системой. Причем те, кто в эту систему входят и её, собственно, составляют и представляют, точно так же не доверяют родной государственной машине (а она, в свою очередь, не доверяет им). Поэтому все чиновники, все "бизнесмены", все силовики... и даже наиболее обеспеченная часть нормальных людей - держат свои накопления где-нибудь подальше от загребущих ручонок государства. И тут уже неважно, что именно является источником этих накоплений: взятки, эксплуатация природных ресурсов страны, или личный трудовой доход. Государство норовит наложить лапку на всё, и потому прятать тоже надо всё - неважно, честным путем заработано богатство, или не вполне. Что, в свою очередь, порождает сложности уже у государства (как налоги-то брать?), и у экономики (выводиться-то деньги выводятся, а вот как их обратно возвращать в обращение?).
Так что на протяжении всех 20 лет правления Владимира Владимировича одной из главных проблем для него является легализация и репатриация выведенного из страны капитала. А то у нас из страны каждый год вывозится капитала размером с ВВП немалой европейской страны, а обратно текут "иностранные инвестиции" с Кипра, Багамских островов, Греции и Латвии. Вроде как это - тамошние деньги. Хотя все знают реальное происхождение этих "инвестиций".
Так вот. Наложив санкции на ввод средств в российскую экономику, США поставили здешних "бизнесменов" перед необходимостью как-то урегулировать свои финансовые отношения с государством. Потому что какие-то деньги возвращать в страну, все-таки, надо - иначе нечем будет платить работникам, да и сырье, машины, запчасти тоже закупать как-то надо. Проще всего - часть средств просто не выводить из страны. Легализовать, так сказать, заплатить налоги и спать спокойно. Так что первым результатом санкций стало резкое падение вывоза капитала из РФ; не хочу лезть за справкой, но там уменьшение этого самого вывоза - раза в два-три. И только однажды за "санкционные" годы вывоз капитала снова подскочил до "докрымского" уровня, угадайте, когда? правильно, в 2018 году.
Где держать "невывезенные" деньги? В российских банках, где же еще. Западные банки на эту полянку не допущены. Таким образом, российские банки получили серьезную подпитку со стороны российского капитала. Это уже второй положительный момент. Однако, есть еще и третий: ограничив получение российскими компаниями кредитов на Западе, Обама заставил их искать кредиты - где? - правильно, в России. И, из-за выросшей денежной массы на счетах российских банков, такая возможность тоже появилась. Это уже третье последствие санкций, и снова - положительное.
Усиление банковского сектора позволило правительству и лично госпоже Набиуллиной начать кампанию по оздоровлению этого самого банковского сектора, исключение из него наиболее "ходульных" организаций. Да, конечно, параллельно шел "передел рынка"... Но это вторично. Попытка провести оздоровление "до Крыма" легко могла привести к коллапсу российской банковской системы; а в условиях частичной изоляции - ничего, справились, стали сильнее. Покрепчали, так сказать.
Кстати говоря, на картинке выше вы можете видеть и эффект от оздоровления банковской системы: это серые столбики, обналичка. Этим видом деятельности стало заниматься опасно, а наиболее отличавшиеся в этом плане банки были либо прикрыты, либо реструктуризированы под присмотром Центробанка.
Сплошные плюсы, мать его африканскую!
* * *
Еще одной проблемой Владимира Владимировича всю дорогу было недоверие... к его собственным подручным. Сколько их ни корми - а они все на Запад смотрят, и при первой же взбучке норовят туда удрать. Насовсем. Как там он сказал в ответ на вопрос о больших зарплатах Миллера и Сечина? "Они же сразу все разъедутся, если им зарплату уменьшить" (цитата не точна)
Ну и деньги туда потому же перегоняют. Поэтому в той же "законопослушной" Великобритании наши разнообразные перебежчики - дорогие долгожданные гости... Ну, по крайней мере, до тех пор, пока они при наворо... эээ... сэкономленных на проезде в автобусе деньгах.
А тут, батюшки-светы! Сами, сами! никто не просил! Сами западные страны ставят шлагбаум перед потенциальными изменниками и перебежчиками!
Да вы даже представить себе не можете, насколько повысился уровень доверия Путина к тому же Дерипаске!!!
Ну и деньги, опять же. Теперь никакого резона выводить из страны - те же англичане радостно присвоят выведенные на имя жены суммы, под лозунгами "борьбы с отмыванием преступно нажитых средств", даже про санкции вспоминать не станут. А значит... А значит, во-первых, воровать... эээ... зарабатывать надо осторожнее, заработанное вкладывать аккуратнее, и - изо всех сил быть верным системе и лично президенту! Потому что, если что, то потеряешь все тяжким трудом заработанные и нервными бессонными ночами оплаченные средства. Они же теперь внутри страны, а не снаружи...
* * *
Ну и по последнему пункту, про ограничение высоких технологий. Хоть в железе, хоть в бумаге.
Тут, конечно, без проблем не обошлось. Как с тем трубоукладчиком для "Северного потока-2": ну нет у нас такой машинки, нету! Построить можем, но, во-первых, года через четыре, а во-вторых, зачем она нам будет нужна потом, когда "Северный поток-2" заработает?
Зато есть и другие примеры. Вот, "черное крыло" пресловутое, для МС-21. Ведь, как выясняется, можем же и сами делать этот углепластик, или что уж там такое черное? можем. А если можем, то можем не только для МС-21 его производить, но и торговать на внешнем рынке. А с нашей весьма специфической экономикой, скорее всего, этот черный материал у нас будет куда дешевле, чем у американцев или японцев. При сравнимом качестве. Так что - прямая выгода от действий Барака Бараковича!
Ну ладно, не прямая, а косвенная. Но ведь выгода, хотя и через пять-семь лет!
И так - практически со всеми ноу-хау, которые к нам теперь не могут въехать. Хошь тебе бурение нефти в сложных условиях, хошь тебе устойчивая к радиации электроника. Даже суперкомпьютеры успешно можем делать, когда припрёт. Ну да, два-три года проблемы, зато потом! можно выходить с новым товаром на рынок, и товар этот - заведомо дешевле западного. Прежде всего потому, что выполнен на основе уже известных западных разработок; но еще и потому, что у нас куда дешевле труд, что рабочих, что разработчиков. Ну и сырье тут, все еще, по старой советской традиции, дешевое.
Продолжение, о контрсанкциях и прочих связанных с санкциями моментах, - скоро.