Найти тему
Old school dude

Заклание агнца на Бродвее Genesis. Часть 2.

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

Предыдущий материал находится здесь:

Когда музыканты Genesis вознамерились создать концептуальный "The Lamb Lies Down on Broadway", они вовсе не предполагали, что их работа окажется двойным альбомом. Так вышло и у меня, когда я сел за опус об этом альбоме, было стремление уместить все одним постом, но в виду обильного материала, тоже пришлось разбивать его на две части.

Продолжим...

Первая композиция "The Lamb Lies Down on Broadway" начинается становящимся все громче тревожным фортепьянным проигрышем. Ударные энергичны, а вокал оптимистичен и зовет за собой. Первая фраза — как объявление названия спектакля в балаганном театре. Перед нами предстает хаос жизни околобродвейских окрестностей Нью-Йорка. Рано утром наш главный герой выходит из ночного кинотеатра, в котором он заснул на фильме. Раэль идет по улицам с баллончиком аэрозольной краски в руке, чтобы "увековечить" свое имя на стене. И тут он видит лежащего на Бродвее ягненка (агнца), неизвестно откуда взявшегося здесь. В это время музыка стихает и успокаивается. Возможно, это лишь глюк после принятия наркоты. Или же он умер от передоза, и в дальнейшее путешествие отправляется его душа. Агнец, как известно, – это символ Христа, и Раэль должен либо принять это послание и измениться, став новым человеком, либо отказаться от него. В то же время агнец – это и сам Раэль, ставший жертвой жизни, в которой он никогда не имел возможности чего-то достигнуть.

"Fly on a Windshield" (Муха на лобовом стекле) — одна из лучших вещей с музыкальной точки зрения. Тихая игра тревожно-жутковатых клавишных и гитары, сопровождаемая четкой ритмикой. Она изначально возникла в результате импровизации группы на основе идеи Резерфорда, который предложил ее как тему с условным названием "Фараоны спускаются по Нилу" из-за восточных музыкальных мотивов. Майк продолжал играть на двух аккордах, постоянно меняя тональности, все остальные тут же это подхватывали. Одна из таких импровизаций и вошла в финальную композицию. Бэнкс особенно любил момент, когда вступают барабаны и гитара, назвав это одной из лучших идей группы за всю историю. Хакетт, сыгравший эти "Египетские мотивы", отмечал, что группа использовала модуляцию, аналогичную модуляции конечной части болеро Мориса Равеля. Что касается сюжета: Раэль видит, как на улицу опускается темное облако, превращающееся в некое подобие стены, которая начинает двигаться к нему и поглощать все на своем пути. Так Питер Гэбриел представил нам свое видение смерти. Раэль пытается убежать, но сильный ветер замедляет его движение. В конце концов он уже не может бороться и просто стоит, ожидая своей участи, словно муха, которая вот-вот разобьется о ветровое стекло. После последнего слова вокала все смолкает на мгновение, а потом идет жесткий тревожный инструментал, переходящий в следующую тему.

"Broadway Melody Of 1974" (Бродвейская мелодия 1974 года) — это такое попурри из различных шоу в определенный период времени. Вероятно, Рауль видит какой-то странный сон, в котором смешались различные события и люди. Он словно попал в кино. Так, видимо, Гэбриел представляет нам ад — жуткое смешение всего известного человеку, когда непонятно, что же истинно, а что нет. Тревожность музыки в конце сменяется волшебным куском, похожим на тему из музыкальной шкатулки, продолжительностью около 30 секунд, созданным при помощи меллотрона и гитары.

"Cuckoo Cocoon" (Кокон кукушки) — умиротворяющая песня с завораживающими гитарными переборами, фортепьянными вкраплениями и ненавязчивой флейтой в середине. Раэль приходит в сознание и обнаруживает, что находится в каком-то мускусном полумраке, чем-то вроде кокона. Он похож на Иону, пророка в чреве китовом, которого Бог заставил понять, что каждое живое существо имеет право на жизнь.

"In the Cage" (В клетке) — восьмиминутная композиция с очень эмоциональными музыкой и вокалом. Тревожный ритм баса, имитирующего пульс сердца, центральная музыкальная фраза клавишных, нагнетающая атмосферу, беспокоит воображение. Очень эффектно всплывает в середине клавишная импровизация, вслед за ней гитарные аккорды Хэккетта, а затем опять главный тревожный мотив. Вокал отражает непредсказуемость самой музыки. Заканчивается композиция тихим и нечетким инструменталом, где слышатся клавишные, гитара и флейта. Раэль снова просыпается и видит, что кокон исчез и он находится в пещере. Вокруг вода, сталактиты и сталагмиты, образовавшие прутья клетки, приближающиеся к нему. Ему очень страшно, он кричит: "Выпустите меня из клетки!" Бог хочет, чтобы он принял правильное решение, но Раэль боится этого. Он видит своего брата Джона, стоящего снаружи и смотрящего на него. Раэль зовет брата на помощь, у того по щеке скатывается кровавая слеза, но он отворачивается и уходит, в то время как Раэль начинает извиваться от боли. Внезапно клетка исчезает, и Раэль начинает вращаться как волчок.

"The Grand Parade of Lifeless Packaging" (Грандиозный парад безжизненной упаковки ) — марш под ритмические ударные, к которым постепенно присоединяются все остальные инструменты, а также разные подвывания, создающие совершенно шизофреническую музыкальную картину. Шепчущий вокал Гэбриэла постепенно обретает силу так же, как и музыка. Действительно, парад, но игрушечный и, как и следовало ожидать, полный абсурда. Теперь Раэль оказывается в каком-то коридоре, где за столом сидит женщина, продающая куклы. Она показывает ему фабрику, где делают людей, которых потом упаковывают. Раэль узнает некоторые лица – это члены его старой банды, а также его брат Джон с номером 9 на лбу. (Вполне возможно, намек на Леннона и его "Revolution 9", ведь брат по имени тоже Джон.) Он видит, что будущее людей уже запланировано, и получается, что никакой свободы выбора не существует.

В "Back in N.Y.C." (Назад в Нью-Йорк) Genesis звучат более агрессивно, чем в предыдущих композициях. Клавишные иллюстрируют картинку города, в котором все куда-то спешат. Теперь Раэль попадает в очень похожую копию Нью-Йорка. Он вспоминает некоторые моменты своей жизни. Среди них довольно странный эпизод: он приласкал дикобраза, и тот сказал ему, что виноват во всем только сам Раэль; затем Раэль представил себе, как он вырезает свое волосатое сердце, а потом бреет его, чтобы без искажений чувствовать реальность этого мира.

Далее идет инструментальное "Hairless Heart" (Безволосое сердце). Очень красивый и несколько мистический и грустный номер, построенный в основном на клавишных. Что ж, сердце уже без волос, и теперь его можно вернуть на место.

"Counting Out Time" (Отсчет Времени) Довольно мажорная тема с хард-роковыми гитарными риффами и забавной перкуссией. Вокалы Гэбриэла и Фила Коллинза вполне энергичны, а игрушечные звуки так и вовсе уносят далеко от острого драматизма истории. Гитарное соло Хакетта произведено при помощи на гитарного синтезатора EMS Synthi Hi-Fli. Раэль вспоминает первое свое "романтическое" приключение: когда-то он купил книгу под названием "Эрогенные зоны и трудности в их нахождении" и стал подробно изучать ее, однако когда дошло дело до применения знаний на практике, ничего не получилось – девушка осталась недовольной и побила его.

"Carpet Crawl" (Ковровая Дорожка) — один из лучших треков альбома, выходил отдельно синглом, довольно спокойный и где-то даже возвышенный. Отбросив воспоминания, Раэль видит, что находится в длинном коридоре, устланном коврами. Тут же и другие люди – они на коленях пытаются доползти до двери в конце коридора. Заговорив с ними, он узнает, что все они хотят выбраться отсюда. Странно, но ему пройти через дверь не составляет никакого труда. Раэль бросается к двери и проходит через нее. За дверью - стол со свечами, а за ним - винтовая лестница, ведущая вверх.

"The Chamber of 32 Doors"( Камера из 32 дверей) — заключительный трек первого альбома. Тут музыка уже потревожнее и поэмоциональнее, с ностальгически солирующей гитарой Хэккетта, плавными клавишными и зовущими колоколами. А разнообразный вокал Гэбриэла придают этой вещи особенно глубокий драматизм. Раэль поднимается по лестнице и попадает в сферообразную комнату с 32 дверями. От людей, толпящихся здесь, он узнает, что настоящий выход только один. Ситуация нахождения перед множеством дверей напрямую восходит к Францу Кафке, да и в целом блуждания главного героя альбома очень напоминают метания персонажей этого неординарного писателя. Похожий образ есть и в книге Клайва Льюиса "Обыкновенное христианство", где говорится о двери к вере и о том, что лучше войти в самую худшую дверь, чем оставаться в коридоре. Раэль испытывает страх от того, что ему нужно самому принять решение, какая из дверей правильная.

"Lilywhite Lilith" (Бледная как лилия Лилит). Второй диск начинается жестко. Пожалуй, самая хард-роковая вещь. Раэль видит рядом с собой слепую женщину, просящую проводить ее, куда она попросит. Это и есть Лилит, бледная как лилия, ночной демон вавилонского происхождения, упоминаемый в Библии. Она ведет Раэля через одну из дверей, а затем по темному тоннелю. Наконец они приходят в пещеру, где женщина просит Раэля присесть. Видно плохо, но по ощущениям он садится на каменный трон. Сказав ему не бояться и подождать их (она не говорит кого), она уходит. Однако Раэль, оставшись один в темноте, естественно, ощущает страх.

"The Waiting Room" (Комната ожидания) — тема, родившаяся в результате репетиционного джема, когда был выключен свет и все стали издавать различные шумы и жуткие звуки с помощью своих инструментов. Особенно страшно стало, когда внезапно грянул гром и начался ливень. Этот инструментал прекрасно иллюстрирует те жуткие звуки, которые Раэль слышит в пещере, и от них действительно становится страшно. Сумбур звуков плавно переходит в жесткий джем. (Все это напоминает, кстати, некоторые экспериментальные вещи Pink Floyd.) Раэль видит яркий свет, слепящий до боли в глазах. Он исходит от влетевших в пещеру двух золотых шаров. В панике Раэль хватает камень и бросает его в свет. Раздается звон разбитого стекла, а шары улетают прочь.

"Anyway" (В любом случае) — одна из жемчужин альбома. Песня с запоминающимся вокалом, драматическим красивым фортепьяно и, наконец, гипертрофированно эмоциональным гитарным соло Хэккетта. Что же Раэль натворил? В потолке появляется трещина, а потом все вокруг него заваливает камнями.

"Here Comes the Supernatural Anaesthetist" (А вот и сверхъестественный анестезиолог) — песня-успокоение после эмоционального взрыва. Яркая гитарная работа Хэккетта, синтезаторы и меллотрон Бэнкса, ритмическая вязь ритм-секции. Раэль встречает смерть, "сверхъестественного анестезиолога". Напомним, что Смерть в английском фольклоре принадлежит к лицам мужского пола. Итак, этот парень подходит к нашему герою, зачем-то дует и уходит.

"The Lamia". Спокойное фортепьяно, иногда возвышающийся в своей эмоциональности вокал. После некоторого затишья с третьей минуты фортепьянные проигрыши становятся совсем меланхоличными. Раэль видит свет, идущий через дыру в завале. Ему удается вылезти, после чего он попадает в комнату с бассейном с розовой водой. Там он видит трех странных змееподобных существ с женскими головами и грудью, Ламий. (Ламия в древнегреческой мифологии — демон-вампир, с лицом и грудью женщины, а телом змеи. Когда-то Гера, приревновав ее к Зевсу, убила их детей и обратила в демона. С тех пор Ламия пила кровь чужих детей, дабы отомстить за гибель своих. В более поздних легендах, Ламия соблазняла молодых мужчин, а потом пожирала их.) Они приглашают Раэля к себе в бассейн. Из его тела начинает сочиться какая-то голубая жидкость, которую Ламии начинают слизывать. Затем они переходят к покусыванию, однако, попробовав его крови, они умирают — видимо, кровь взрослого человека оказалась для них губительной. Их тела тихо и печально плавают, словно пустые лодки. Желая сделать своим то, что осталось от них, Раэль поедает их останки.

"Silent Sorrow in Empty Boats" (Тихая печаль в пустых ладьях). Красивые клавишные и хор "а капелла" создают весьма умиротворяющую атмосферу спокойствия после смерти. Данный реквием по монументальности сравним разве только что с "The Great Gig in the Sky" Pink Floyd. Вся мощь музыки небесной канцелярии.

"The Colony of Slippermen" (Колония Проскальзывателей) — оригинальная трехчастная вещь, вобравшая в себя всю театральную мощь Genesis и Гэбриэла в частности. Здесь есть и экзотическое вступление, и великолепная игра вокалов Питера и Фила, и интересное музыкальное развитие. Одна из самых запоминающихся на альбоме. События развиваются следующим образом:

a.)"The Arrival" (Прибытие). Вернувшись через дверь, в которую он вошел, Раэль обнаруживает по другую сторону колонию странных людей со скользкими распухшими телами, напоминающими мошонки. Один из них подходит к Раэлю с улыбкой на лице и приветствует его хрипловатым голосом, а затем рассказывает, что все они пережили ту же самую романтическую трагедию с тремя Ламиями, которые постоянно возрождаются. Тут он видит среди этих скользких людей своего брата Джона.

b.)"A Visit to the Doktor" (Визит к Доктору). Джон объясняет Раэлю, что жизнь в колонии посвящена удовлетворению сладострастия, никогда не угасающего после встречи с Ламиями. Однако можно пойти к доктору Дайперу, который может помочь с помощью кастрации. Они решают навестить доктора вместе.

c.)"The Raven" (Ворон). После операции доктор дает братьям пробирки с их членами. Внезапно неизвестно откуда взявшийся черный ворон хватает пробирку Раэля. Тот собирается бежать за ним и просит брата помочь, однако тот отказывается, считая ворона предвестником несчастья. Преследуя птицу, Раэль бежит по тоннелю, который внезапно прерывается, и наш герой оказывается на краю ущелья. Тут он видит, как ворон бросает пробирку в бушующую воду далеко внизу.

"Ravine" (Ущелье) — инструментал, воссоздающий шум воды, плеск волн и завывания ветра. Раэль бежит вдоль ущелья, видя, как пробирка плывет по воде и потом исчезает из виду.

"The Light Dies Down on Broadway" (На Бродвее гаснет свет). Реприза самой первой темы – только гораздо более грустная. Именно этой песни не хватало, чтобы сделать повествование связным, поэтому слова к ней написали Тони Бэнкс и Майк Резерфорд. Это заметно и по фразеологизмам, и по некоторым словам. Раэль видит над головой, в береговой насыпи люк, а в нем Бродвей, т.е. Дом. С радостью он бежит туда, однако тут слышит крик о помощи — в бушующей воде барахтается Джон. Раэль вспоминает, как тот несколько раз его бросал, но надо принимать решение – люк начинает постепенно исчезать. Раэль решает в пользу брата, хотя можно предположить, что, решив пройти через люк, он бы вновь отправился в это свое путешествие в своеобразном чистилище и это повторялось бы до тех пор, пока он не принял бы истинно христианское решение — пожертвовать собой ради ближнего своего.

"Riding the Scree" (Верхом на осыпи). Интересный ритм, клавишные упражнения Бэнкса, напоминающие "The Cinema Show" предыдущего альбома. Ближе к концу музыка почти смолкает, но неожиданно вспыхивает с новой силой. Раэль бежит по щебню, однако понимает, что так Джона не спасти. Ему приходится прыгнуть в холодную воду.

"In the Rapids" (На порогах). Раэля подхватывает водоворот, однако ему удается ухватиться за скалу, отдышаться, а потом, сцепившись с Джоном, преодолеть стремнину и плыть. На берегу он пытается понять, подает ли брат признаки жизни, однако видит собственное лицо. Видимо, это означает, что его ждет реинкарнация и новая жизнь.

Наконец, заканчивается все песней "It" (Оно). Музыка открыта и бесхитростна, название лаконичное и простое, а вопросов к развязке этой истории бесчисленное множество. Слышится звук сирены, словно приглашающий куда-то, и начинается довольно быстрая музыка. В несколько мгновений Раэль находится как бы сразу в двух телах, потом он покидает их и видит сверху, как они постепенно исчезают. Что ждет его впереди? Неизвестно. Конец истории не совсем ясен, поскольку Габриэл сознательно оставил окончание истории неоднозначным. Когда его спрашивали об этом, он не утверждал, что Раэль умирает, хотя и сравнил окончание действа с накоплением неизвестности и драмы в фильме.

Театральное шоу

После выхода альбома группа отправилась в "Lamb"-тур по США и Канаде, во время которого музыканты полностью исполняли свое концептуальное творение, сделав его эффектным театральным зрелищем. Премьерное представление состоялось 20 ноября в Чикаго. К тому моменту, в штатах альбом еще только вышел и аудитория была совершенно незнакома с материалом. Тем не менее, публика тепло принимала коллектив. Для альбома было подготовлено новое шоу — самое сложное из всех, какие группа делала до сих пор, и очень технически «продвинутое» по тем временам. На заднике сцены были размещены три больших экрана, на которые проецировались специально изготовленные для каждой песни слайды общим числом около тысячи. Освещение сцены было сделано по последнему слову техники и выглядело очень эффектно.

Фото взято с rocknconcert.com
Фото взято с rocknconcert.com

Питер — коротко подстриженный, в "смуглом" гриме, одетый в кожаную куртку и джинсы — изображал Раэля.

Фото взято с spearhead-home.com
Фото взято с spearhead-home.com

В этой простой одежде он проводил почти весь концерт, за исключением двух номеров, для которых у него были весьма сложные и необычные костюмы. Одним из них был — наполовину костюм, наполовину движущаяся декорация — полупрозрачный конус с нарисованными на нем змеями для "The Lamia". Во время песни Питер находился внутри него, и конус, освещенный ультрафиолетовым светом, вращался, создавая иллюзию обвивающихся вокруг героя светящихся змей. Вторым был костюм "слиппермэна" — покрытый безобразными шишками и наростами, с огромной уродливой ухмыляющейся головой и надувными гениталиями, к которым крепился ручной насос.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Для финала "In The Rapids" был также изготовлен кукольный "двойник" Питера в полный рост, одетый в такие же, как у него, куртку и джинсы.

Прием публики был очень неровным: где-то новую программу встречали с восторгом, где-то — с недоумением и разочарованием. Новый альбом принес Genesis много новых поклонников и оттолкнул некоторых старых, не пожелавших принять смену стиля. Тур завершился в мае 1975 года во Франции, а шесть недель спустя группа официально объявила об уходе Питера Гэбриела, подведя тем самым черту под значимым периодом своего существования.

☑ Если понравилась статья, не стесняйтесь ставить лайк и делать комментарии!

❇️ Чтобы не пропустить новое, подписывайтесь на канал.

➤Другие материалы подобного рода:

Исход Питера Гэбриэла из Genesis

Самый странный рок-альбом, из когда-либо появлявшихся в этой вселенной. King Crimson "Islands"

Хрупкость Yes. Абсолютный шедевр

Трилогия Эмерсона, Лейка и Палмера

Самый величайший из классических рок-альбомов

На третий день творения Electric Light Orchestra

Солнечный Огонь Manfred Mann's Earth Band