Найти тему
HR & Linguist

Психология увольняющегося сотрудника и кого стоит отговаривать от увольнения, а кого нет

Оглавление

Рано или поздно, в жизни каждого сотрудника наступает момент, когда он приходит к своему руководителю и, потупив взгляд в пол, угрюмо но решительно заявляет: «Я ухожу».

Существуют разные типы увольняющихся сотрудников.

Первый тип - кто демотивирован финансово.

Предположим, что сотруднику достаточно давно не пересматривали зарплату. Человек набрался опыта, поработал над навыками, оценил рынок труда и пришел к выводу, что его недооценивают.

Как удержать сотрудника?

Здесь все достаточно просто. Всегда существует примерно 30% разброс от средней з/п. Добавляйте понемногу к заработной плате, либо сделайте прибавку сразу значительно, это зависит от ситуации. Также недооцененного сотрудника стоит похвалить, отметить,что этот человек для вас важный и ценный.

не всем стоит повышать з/п при попытках увольнения
не всем стоит повышать з/п при попытках увольнения

А бывают жадные сотрудники, они никак не относятся к недооцененным, которым не доплачивают. Им явно платят среднюю или выше среднего заработную плату по региону. Несмотря на регулярный пересмотр зарплаты и в целом небедственном положении, такой сотрудник при неправильном поведении менеджера может шантажировать работодателя чуть ли ни каждый месяц, чуть где предложат больше.

Повышая зарплату жадному сотруднику стоит взвесить много факторов, действительно ли он начнет работать лучше после этого, или будет отказываться от дополнительных задач? Может ли организация позволить такое повышение? Реальны ли факты о другой более высокооплачиваемой работе или это просто шантаж? Что если вслед за ним и остальные сотрудники придут с просьбой о повышении зарплаты?

Второй тип увольняющихся - демотивированы психологически

Среди демотивированных психологически можно выделить тех, кто просто устал, кто в депрессии и кто конфликтует с коллегами.

  • Уставший сотрудник. У каждого человека есть свой предел психологического напряжения. Когда напряжение долго держится на крайнем пределе, человек просто однажды опускает руку, выключает компьютер и решается на увольнение.

Как удержать сотрудника? Многие бы порекомендовали отправить в отпуск, но это очень и очень рискованно. В отпуске он может переосознать, переосмыслить свою жизнь и тогда уже уйти наверняка.

уставший сотрудник, поддержите, приободрите его
уставший сотрудник, поддержите, приободрите его

Здесь, пожалуй, лучшее просто слушать и кивать. Стать психологом для этого человека. Понять, поддержать, приободрить, напомнить ради чего все это, показать свет в конце тоннеля. Как руководитель, постараться снизить его нагрузку хотя бы на какое-то время. Он ведь на самом деле не хочет уходить, он любит свою работу и переживает за нее. Просто устал переживать.

  • Впавшему в депрессию постоянно что-то не так, то коллеги, то проект, то нагрузка, то чай не такой вкусный, то кто-то с ним не поздоровался. В общем, что не делай, ему грустно и плохо.

Как удержать сотрудника? Принять тот факт, что каждый человек волен жить так, как он выбирает. Если человеку нравится депрессировать — это его право и его выбор. Вместе с тем, не забывать, что такие чувствительные товарищи первыми сигнализируют о неполадка в коллективе, может и правда есть причины для жалоб. Поговорить, узнать объективные причины. А если конструктива не дождаться, тогда просто слушать, жалеть/ругать.

  • Конфликтный сотрудник. Он постоянно не уживается то с командой, то с начальником, то с подчиненными, то с заказчиком. В общем, кто-то у него постоянно что-то не так делает.
-3

Как удержать сотрудника? Для начала, снова таки, внимательно выслушать. Может там и вправду что-то не так. Проверить. Если это не первый случай и вы уверены, что дело в нем, предложите, чтобы он (желательно письменно)  сформулировал свои ожидания в отношении окружающих. Дальше поработайте вместе над каждым пунктом списка. Спросите почему окружающие, по его мнению, должны делать так, а не иначе? В общем, действуйте так, как вы обычно действуете, решая конфликты. Однако помните, что есть риск, что вам придется решать новые конфликты или в очередной конфликт втянут вас, и сделают виноватым, и уйдет таки, хлопнув дверью и неся по рынку за собой длинный шлейф оскорблений.

Третий тип увольняющихся - демотивированные содержательно

  • Повзрослевший сотрудник. Иногда человек вырастает из своих обязанностей и задач, он может и хочет больше, лучше, быстрее, ответственнее. А руководитель этого не замечает. Сотрудники растут, а хорошие сотрудники растут быстро.

Как удержать сотрудника? Тут хорошо сначала осознать, что он уже хочет, а затем понять а может ли он уже? Как понять — тема для отдельной статьи. Спросите, как он видит свою будущую работу? Что он будет делать? Какие шаги предпримет, в чем видит вашу помощь? Он то уже взрослый, пусть сам и решает что и как ему делать, как расти дальше, а вы будьте рядом, помогайте, поддерживайте. Проверьте его — спросите зачем ему это? Тут вы узнаете много интересного и сможете анализировать. Может это не его мысли и идеи, а навязаны кем то. Ведь чужой цели никогда нельзя достичь. Вернее, достичь то можно, но удовольствия никакого.

  • Изменившийся сотрудник. Отличается от предыдущего тем, что хочет расти не вверх, а в бок. Когда он пришел, ему казалось, что ручное тестирование, например, это его всё, а теперь он попробовал автоматизацию и больше без нее жить не может. Осознал, что это именно то, о чем он мечтал. И тут уж наверняка цель его, настоящая, внутренняя.

Как удержать сотрудника? Дать возможность заниматься любимым делом. Хотя бы частично, хотя бы факультативно. А еще лучше поддерживать его в этом. Познакомить с сотрудником, который эксперт в этом вопросе, пусть пообщаются, порекомендует литературу. Наверняка ведь он то развивается в хорошую сторону и скоро ваша компания получит отличного, и что очень важно, лояльного автоматизатора.

  • Неопределившийся сотрудник. Он не знает чего он хочет на самом деле. И то ему вроде не так — надоело, и это, вроде б как и новое — тоже, и вот этим бы занялся, но …

Как удержать сотрудника? Как один из вариантов — дать работу, содержание которой постоянно меняется. К психологу или коучу его отправить тоже хорошо было бы. Пусть разберется чего ему надо на самом деле. Если ему на самом деле вообще нужно в чем-то разбираться. Все просто: сегодня он хочет программировать, а завтра нет. Сегодня женится, а завтра разводится. Такой вот уж он есть.  Спросите, можете ли вы на него рассчитывать? Возможно когда-нибудь он остепенится. Всему свое время. Может быть низкорисковые задачи вы можете ему поручить.

  • Сотрудник со странностями. Это товарищ, чья неземная логика недоступна смертному обывателю. Он живет в очень слабо осознанном состоянии, не понимает и не хочет понимать что и зачем он делает, какие последствия для себя, для компании несет его существование и жизнедеятельность.

Как удержать сотрудника? Не стоит удерживать такого сотрудника.

-4

Всем хорошего дня!