Стали известны данные по розничному товарообороту в 2019 году – он составил 49,3 млрд руб., или 104,2%, в сопоставимых ценах к уровню 2018 года. Ежедневно каждый белорус тратил 14,2 руб. против 13 руб. за аналогичный период предыдущего года.
Данные официальной статистики позволяют нам понять, какие товары белорусы активнее покупали в 2019 г., а потребление каких сократилось.
В лидерах – алкоголь
Среди продовольственных товаров существенно выросли продажи алкогольных напитков, особенно:
- коньяка и коньячных напитков (на 23,2%);
- ликеров и ликероводочных изделий (19,5%);
- слабоалкогольных напитков (23,6%).
Если учесть количество взрослого населения Беларуси, получается, что за 9 месяцев 2019 г. каждый белорус купил в магазине 8,9 л крепких спиртных напитков типа водки, коньяка или бренди, 11,2 л вина, 40 л пива и другого слабого алкоголя.
Среди неалкогольных напитков наиболее популярным у белорусов является минеральная вода – объем ее продажи вырос на 9,5%.
Яблок купили больше, чем картофеля
На 11,4% выросли продажи свежих фруктов и орехов. Лидерами в данной товарной группе стали яблоки – объем их продаж вырос на 26,1%.
А вот овощей и грибов белорусы стали потреблять меньше – их продажи снизились на 5,2% по сравнению с 2018 г. Больше всего сократились продажи огурцов и томатов – на 10,1 и 15,5% соответственно.
Зато выросли продажи моркови (5,7%) и лука (3,1%). Объем продаж картофеля в 2019 г. практически не изменился по сравнению с 2018 г., однако все равно самым популярным товаром данной группы остаются яблоки – белорусы за 9 месяцев 2019 г. купили 56,6 тыс. т яблок и только 51,5 тыс. т картофеля.
Сырым мясу и рыбе белорусы предпочитают консервы
Несмотря на то что в целом продажи мяса и мясных продуктов остались на прежнем уровне, внутри группы произошли заметные изменения.
Сокращаются объемы продаж сырого мяса – птицы (на 10,2%), говядины (8,3%), свинины (1%), зато выросли продажи мясных продуктов (6%), особенно мясных консервов (9,8%).
Похожая ситуация с рыбой: если продажи по товарной группе в целом незначительно выросли (на 2,5%), то продажи консервированной рыбы увеличились на 14,9%.
Больше сладкого, меньше крупы
Ощутимо снизились продажи сахара (на 11,4%), но это не значит, что белорусы стали есть меньше сладкого. Продажи мучных и сахаристых кондитерских изделий выросли на 8,1 и 8,4% соответственно.
На 2,4% снизились продажи круп, но объемы продаж сильно зависят от вида крупы. Больше всего выросли продажи риса (4,9%), который пришел на смену активно дорожающей гречке (сокращение на 7,6%).
Молочные продукты и яйца – на уровне прошлого года
Динамика продажи молочных продуктов также сильно зависит от вида товарной продукции: в 2019 г. белорусы покупали больше сыра (+3,5%) и меньше масла (-1,2%). Незначительно – на 1,2% – сократилось потребление яиц.
Едим все, что производим
Данные статистики позволяют оценить, какая часть товаров приходится на долю отечественного производства.
Традиционно высокая доля белорусских производителей по товарным группам яиц (100%), мяса и мясных продуктов (99,7%), молочной продукции (96,2%), свежих овощей и грибов (75,7%), алкогольных напитков (72–99% в зависимости от вида).
Иностранная продукция занимает больше половины продаж в группах рыба, ракообразные и моллюски (доля белорусских товаров – 45,1%), сахаристые кондитерские изделия (51,6%), крупы (41,4%). Незначительная доля товаров белорусского производства отмечается в группах свежие фрукты и орехи (6,9%) и масло растительное (12,1%).
Лидеры продаж среди непродовольственных товаров
В сегменте непродовольственных товаров больше остальных групп товаров выросли продажи:
- автомобилей (на 39,1%);
- пиломатериалов (22,7%);
- верхней одежды (15,3%);
- обуви (15,2%).
Традиционно наибольшей долей белорусских товаров выделяются продажи:
- топлива (99,5%);
- цемента (91,7%);
- пиломатериалов (89,1%);
- чулочно-носочных изделий (81,6%);
- нижнего белья (66,9%).
Делят пополам продажи с иностранными конкурентами производители керамической плитки (53,8%), холодильников (52,3%), обуви (42,9%) и фармацевтических товаров (41,6%).
Иностранные товары доминируют в продажах:
- телевизоров (доля отечественных товаров – 11,7%);
- стиральных машин (18,8%);
- парфюмерно-косметической продукции (19,5%);
- средств бытовой химии (25%).
Вот вам и «Джили»!
Несмотря на то что доля автомобилей отечественного производства также невелика – 5,2%, нельзя не отметить рост продаж по сравнению с позапрошлым годом. Если за весь 2018 г. продали 317 автомобилей отечественного производства, то только за 9 месяцев 2019 г. продажи увеличились до 1970 автомобилей.
Почему нам кажется, что цены выросли сильнее?
Таким образом, динамика продаж не говорит об однозначном росте потребительских расходов белорусов. Помимо тенденции к увеличению потребления алкогольных напитков продажи остальных товарных групп указывают скорее на адаптацию населения к увеличению цен на отдельные группы товаров, чем о растущем покупательском спросе.
Товары, которые дорожали меньше всего в прошлом году, стали покупать реже, более дешевые – чаще.
Заметим также, что рост однодневного розничного товарооборота в расчете на душу населения вырос на 9,2%, что значительно выше, чем рост товарооборота в целом и индекс потребительских цен.
Это говорит о том, что стоимость товаров, которые мы покупали чаще всего в 2019 г., росла быстрее остальных групп, а значит, субъективно мы ощущали, что цены выросли больше того значения, которое выводит Белстат.
Автор публикации: Дмитрий НАРИВОНЧИК
Статья на сайте Экономической газеты:
https://neg.by/novosti/otkrytj/kakie-tovary-bolshe-vsego-pokupali-v-2019-godu
Использование материала в полном объеме запрещено без получения предварительного письменного разрешения в электронном виде редакции neg.by. За разрешением обращаться на op@neg.by