Тренинг: терминология, виды, особенности
Прежде всего тренинг – это форма обучения. Тренинг направлен на приобретение новых знаний и изменение неэффективных установок. Корпоративный тренинг – значит тренинг для сотрудников одной компании.
Основные отличия тренинга от других форм обучения:
- На лекции или семинаре обычно работает один спикер, а в ходе тренинга активны все участники – вся группа вовлечена в активное взаимодействие с тренером и друг с другом.
- Тренинг включает в себя дискуссии, обсуждения, упражнения и пр..
- В тренинг включены ролевые игры, значение которых в обучении огромно.
Таким образом, тренинги от семинаров отличаются между собой прежде всего активной вовлеченностью и разнообразием форм и приемов внутри мероприятия.
Корпоративные тренинги классифицируют по-разному, например, у ManGO! Games бизнес-тренинги сгруппированы по видам эффективности, но условно все тренинги можно разделить на:
- Бизнес-тренинги по обучению коммуникации.
- Бизнес-тренинги по формированию профессиональных навыков.
При обучении коммуникации участники учатся эффективно взаимодействовать с условными клиентами, заказчиками, партнерами и друг с другом. В начале тренинга обычно четко проговаривается цель, например, научиться правильно реагировать на нестандартные ситуации.
Что касается обучения профессиональным навыкам, то это прежде всего вызов времени: мир меняется и требует, чтобы участники бизнес-процесса приобщались к новинкам и открытиям. Такие тренинги бывают одинаково полезны как новичкам, так и старожилам компаний.
Особенность корпоративных тренингов в том, что руководитель компании может с их помощью обучить своих сотрудников умениям и навыкам, необходимым для этой конкретной компании, что позволит развивать бизнес в нужном для компании направлении.
Корпоративные тренинги вместе с соцпакетом являются конкурентным преимуществом компании и инструментом рекрутинга. Молодые сотрудники все меньше ограничиваются просто получением зарплаты раз в месяц: они ищут место, где можно было бы развиваться и повышать свой профессиональный уровень. Статистика доказывает, что сотрудники компаний, где практикуются образовательные программы, более довольны своей работой, чем те, где обучения не проводят.
Тренинги повышают эффективность сотрудников и их квалификацию в различных аспектах бизнеса. Кроме того, взаимодействие сотрудников в неформальной обстановке помогает им обмениваться опытом и укрепляет командный дух.
Корпоративный тренинг или одиночное обучение
Если тренинги так эффективны, то не выгоднее ли отправить одного-двух представителей компании на соответствующий тренинг, чтобы они потом поделились опытом с остальными? Давайте разберемся.
Например, в компании проблемы с планированием и руководство отправляет одного сотрудника на подходящий тренинг. Таким же образом выбираются подходящие тренинги и семинары по другим проблемным моментам. Это ведь так удобно: только несколько людей и в разное время отлучаются от работы, не прерывая весь рабочий процесс, возвращаются и делятся знаниями с коллегами, в результате чего вся компания получает навык планирования и другие необходимые навыки, а тратится на обучение только нескольких сотрудников.
Это хорошо звучит, но, к сожалению, не работает. Во-первых, то, что оторвется от работы всего один человек, это иллюзия. Обучая коллег, этот сотрудник точно так же будет отвлекать время каждого, кого он будет учить, а не будучи профессионалом, времени ему придется потратить больше.
Во-вторых, компании, которые применили такой метод, заметили недостаток информации, ее искажение и недостаточный профессионализм обученного коллеги, что значительно снизило эффективность передачи опыта другим сотрудникам.
Это неудивительно. По статистике информация воспринимается человеком в таких пропорциях:
- Услышал – 70%,
- Понял – 50%,
- Пересказал – 10%.
10% очень мало для полноценной передачи знаний. Кроме того, один человек не способен мыслить масштабами компании. Он склонен больше внимания уделить моментам, которые важны для него, его должности и его роли в компании. Но при этом он склонен и упускать менее значимые или очевидные для него моменты. При таком подходе у команды не сложится полноценная картина. Не каждый способен и донести информацию, как профессиональный спикер. Учить тоже умеет не каждый. В результате эффект слабый.
Совсем другие результаты дает корпоративное обучение. Корпоративный тренинг показывает коллективу заботу о нем. Сотрудники видят, что их ценят, в них вкладываются. Рассмотрим возможности и преимущества корпоративного обучения и сравним его с индивидуальным.
Тимбилдинг-обучение
Если в компании работают люди, для которых новые знания – праздник, обучение может стать отличным тимбилдингом. Получить новые навыки для многих даже более интересно, как отдохнуть на шашлыках.
Доверие к спикеру
Если обучает признанный тренер, ему невольно доверяешь и активнее воспринимаешь информацию. И наоборот, когда начинает учить коллега, который еще вчера ничего не знал, это снижает доверие к обучению, обучающий неспособен открыться навстречу новым знаниям.
Убеждение
Часто речь идет не просто о передаче знаний, но и о том, чтобы убедить слушателей пользоваться новыми методами, приемами, подходами. Коллега вряд ли найдет в себе столько убедительности.
Каждый возьмет важное для себя
Во время тренинга каждый может задать спикеру свой вопрос. У спикера намного больше опыта, чем у коллеги, который пересказывает полученную информацию. Коллега не ответит на специфические для вашей работы вопросы. Кроме того, корпоративное обучение позволяет отработать взаимодействие практическими упражнениями и играми, чего не будет при передаче знаний в режиме коллега-коллеге.
Общая эффективность
Сегодня недостаточно переманить хорошего специалиста, нужно вкладывать в команду и в каждого отдельно. Именно этим хорош корпоративный подход. За каждую единицу времени в обучении вся команда значительно поднимает свою эффективность.
Экономия ресурсов компании
Собрать двадцать сотрудников намного эффективнее, чем дать задание каждому освоить тот или иной материал. Самостоятельное изучение может растянуться на недели, а после качественного тренинга сотрудники сразу могут использовать полученные знания и опыт.
Проработка «болей» команды
Если корпоративное обучение подготовлено качественно, тренер во время обучения учитывает особенности и проблемы именно этого бизнеса именно в этот период. Поэтому обучение всегда актуально для конкретной группы людей и решает их текущие проблемы. В другой компании тот же тренинг будет другим, как и тот же тренинг в этой компании через год, к примеру.
В чем плюс одиночного обучения
Исключать индивидуальное развитие нельзя даже при всех преимуществах корпоративного обучения. Иногда оно очень эффективно. Часто это касается узкоспециализированных должностей.
Если в компании один дизайнер, совершенно невыгодно устраивать всей компании обучение по шрифтам и премудростям создания макетов, или если в компании только один HR-специалист, достаточно только его отправить на обучение по инструментам мотивации.
Любой формат обучения будет полезным, если грамотно подобрать его под текущие потребности и выбрать эффективных тренеров. Если руководители будут развивать свой коллектив и учитывать озвученные закономерности, у компании просто не будет шансов оставаться на месте.