Мелвин Юден (Джек Николсон) успешный писатель в Нью-Йорке.
Он строчит романы о любви, не имея, однако, ни малейшего представления: а что это такое?
И не удивительно. Его отец был затворником. Сидел, запершись в комнате 11 лет. Заставлял сына играть на фортепиано. А, если не получалось, бил линейкой по рукам.
Чего ж удивляться - Мелвин стал его копией. У него масса фобий. Он хамит всем, кто не может дать сдачи. Живёт своими выдуманными историями, запершись от мира на 100 замков. А, если выходит, то к психоаналитику. И в ресторан - всегда один и тот же.
Понятно, что для окружающих Мелвин псих.
И он отвечает им взаимностью. Особенно раздражает его сосед-гей Саймон (Грег Киннер), на первый взгляд антипод: красавчик, модный художник. В его доме вечно тусует нью-йоркская богема. Но главное - его уродливые псина метит плинтус в общем парадном.
Педантичный до маниакальнтсти, помешанный на чистоте, Мелвин мстит: спускает песика в мусоропровод. Но вот странность - именно этот, спасенный из подвала пёс, сближает судьбы главных героев.
Художник Саймон - голубой не только ориентацией, но и по душевному складу.
Это тонкий, чувствительный, добрый человек, который беззащитен даже перед бытовым хамством.
И, когда случается настоящая драма: парень-модель, портрет которого он пишет, приводит дружков-наркоманов.
Те обворовывают и до полусмерти избивают художника.
Саймон раздавлен. Ему нечем платить за квартиру. Друзья, кроме самых близких, тихо линяют.
А родные, что живут в Балтиморе, не спешат помочь единственном сыну. Отец Саймона, как выясняется, тоже не подарок. Ещё в детстве избил его, догадавшись, что сын голубой. А, когда тот подрос, отправил в колледж, дав денег. И заявил, что больше видеть не желает в своём доме.
И вот, пока сосед-художник в больнице, Мелвин вынужден приютить его пса.
"Ты покойник!", - растерянно предупреждает Мелвин нежеланного гостя. Но мало-помалу привязывается к существу, которое, возможно, впервые проявляет к нему искреннюю, бескорыстную любовь.
Сам того не замечая, Мелвин утрачивает оборонительные привычки. В ресторане садится на другое место, чтоб следить за, оставшейся на улице собакой.
А когда официантка Кэрол (единственная, кому он по человечески симпатизирует), не выходит на работу - у неё болен ребёнок...
Мелвин покидает зону комфорта - Манхеттен. Мчит за ней в Бронкс.
И просит знакомого врача помочь сыну Кэрол, лишь бы она снова вышла на работу.
Порой прямая и резкая, вынужденная все тащить на себе, мать-одиночка Кэрол (Хелен Хант) по натуре чуткий, душевно щедрый - по выражению психологов - ресурсный человек.
Она как солнце, излучает тепло и участие.
Но её собственная личная жизнь не складывается. Несмотря на жажду любви и счастья, молодая женщина в постоянном страхе за ребёнка, который болен с рождения.
Она уже не замечает, как ходит, подняв плечи. Во что одета. Как проявляется на лице груз бессонных ночей и беготни по равнодушным врачам.
Когда сыну, наконец, становится лучше, Кэрол в недоумении. Она, словно гусеница в коконе, из которого с трудом и опаской все же появляется на свет прекрасная бабочка.
Помощь Мелвина бесконечно трогает её. Но и мучительно напрягает: что ему нужно?
И вот среди ночи Кэрол едет к Мелвину, чтоб раз и навсегда обьяснить: она никогда не будет с ним спать!
Даже в мечтах, писатель любовных романов не задумывался ни о чем подобном. Но признание Кэрол заставляет его что-то менять. И начать лечение, которое он до последнего откладывал.
Единственный, кто способен посочувствовать, сосед-гей, который и сам в тупике: его собака успела привязаться к Мелвину. Да ещё нужно ехать домой, просить помощи у родителей.
Так эти трое оказываются в одной машине по дороге из Нью-Йорка в Балтимор. Три таких разных, одиноких человека. Нуждающихся в любви.
... И любовь побеждает. Она как животворящий ток находит путь от Кэрол к Саймону. От Саймона к Мелвину. И обратно к Кэрол.
Художник обретает второе дыхание и вновь пишет вдохновенные полотна.
Официантка вспоминает забытое чувство лёгкости, радости, свободы от страха.
А педант Мелвин, наконец, находит силы для спонтанных поступков, продиктованных чувствами.
Он приезжает к Кэрол ночью и делает удивительное, тонкое и глубокое признание.
Этот сумасшедший, грубый тип говорит, что первым рассмотрел в человеке, приносящем еду, самую прекрасную женщину на свете. Которая заботится о сыне и общается с людьми так, что во всем проявляются её лучшие качества - честность и доброта.
- Я горжусь, что первым это заметил. Я - первый, - довольно повторяет он.
И они идут по, ещё не проснувшемуся городу. И заходят в только что открывшуюся булочную. Где пахнет горячим хлебом и ванилью. Как два мотылька, выхваченные из темноты бесконечного Нью-Йорка кругом тёплого, уютного, мирного света.
... Фильм получил семь номинаций и два Оскара за лучшую мужскую и женскую роли. Собрал в мировом прокате более 300 миллионов долларов. Включён журналом "Эмпайер" в список 500 лучших фильмов всех времен.
И действительно, игра Хелен Хант (дубляж: Галина Чигинская) достигает здесь невероятных высот.
По сути, это пособие для актёров, желающих постичь систему Станиславского.
Актриса проживает роль так, что порой не возникает сомнений, перед нами живой человек.
Даже именитые партнёры поневоле вовлекается в это цунами естественного существования, утрачивая голливудские штампы.
Хелен играет Мать с большой буквы, которая и к прочим людям относится, прежде всего, через призму своей материнской любви.
Что, впрочем, не мешает ей порой жёстко отстаивать свои границы. Поскольку, как сказано в фильме: "если живёшь в Нью-Йорке", выживешь, где угодно".
Для Джека Николсона (дубляж: Станислав Концевич) роль Мелвина вторая по финансовой значимости после Джокера ("Бэтмен").
Невероятный своей энергетикой актёр, показывает эволюцию личности: от психопата и эгоцентрика до человека, рискнувшего любить.
Способного на чувства, сопереживание и привязанность.
Художник Саймон тоже переживает внутренний рост.
Из слегка приторного, робкого конформиста он превращается в человека способного, заново пережить и принять страдания, злость, даже агрессию. Иметь мужество, остаться в круге света.
И вновь обрести способность творить.
Единственная роль, которая в сценарии выглядит натяжкой - роль пса Верделла.
Поскольку ни один пёс не забудет за 2 недели прежнего хозяина. И не воспылает любовью к новому, даже, если у того бекон вкуснее.
Но этот грех создателям фильма Джеймсу Л. Бруксу и Марку Андрусу можно простить.
Поскольку именно образ маленького песика с человеческим глазами и чувствами, становится камертоном картины.
Некоторые называют фильм чересчур сентиментальным. Думаю, он просто человечный.
Эта история не о суперменах. И не о негодяях. А об обычных людях. Живых и чувствующих. Совсем как мы, людях.
И это здорово.