Дело не только в мегабогатствах: возросшая покупательная способность приводит всех нас к нанесению ущерба окружающей среде. Пришло время для радикального плана.
Не совсем верно, что за каждым большим состоянием кроется великое преступление. Музыканты и писатели, например, могут стать чрезвычайно богатыми, доставляя удовольствие другим людям. Но, по-видимому, универсально верно, что перед каждым большим состоянием лежит великое преступление. Огромное богатство автоматически приводит к огромному воздействию на окружающую среду, независимо от намерений тех, кто им обладает. Очень богатые люди, почти по определению, совершают экоцид.
Несколько недель назад я получил письмо от работника британского частного аэропорта. “Я вижу вещи, которые не должны в действительности происходить в 2019 году”, - написал он. Каждый день он видит, как самолеты Global 7000, Gulfstream G650s и даже Boeing 737 взлетают из аэропорта, перевозя одного пассажира, в основном летящего в Россию и США. Частный Boeing 737, построенный для перевозки 174 пассажиров, заполнен в аэропорту примерно 25 000 литрами топлива. Это столько ископаемой энергии, сколько маленький африканский город может использовать за год.
Куда летят эти одинокие пассажиры? Возможно, чтобы посетить один из их супердомов, построенных и эксплуатируемых с огромными экологическими затратами, или совершить путешествие на их супер яхте, которая может сжигать 500 литров дизельного топлива в час, просто при включенном двигателе, и которая построена и обставлена редкими материалами, добытыми в красивых местах.
Возможно, нам не стоит удивляться, узнав, что когда в июле Google созвала совещание богатых и знаменитых людей на курорте Вердура в Сицилии, чтобы обсудить климатические проблемы, ее делегаты прибыли на 114 частных самолетах и флоте мегаяхт, а также объехали остров на суперкарах. Даже когда они хотят добра, ультрабогатые не могут не вредить окружающей среде.
Ряд исследовательских работ показывает, что доход является на сегодняшний день наиболее важным фактором, определяющим воздействие на окружающую среду. Неважно, насколько вы считаете себя «зеленым»; если у вас есть лишние деньги, вы их тратите. Единственная форма потребления, которая четко и положительно коррелирует с благими экологическими намерениями, - это диета: люди, считающие себя «зелеными», как правило, едят меньше мяса и больше органических овощей. Но отношение мало влияет на количество транспортного топлива, домашней энергии и других материалов, которые вы потребляете. Деньги побеждают все.
Катастрофические последствия покупательной способности усугубляются психологическими последствиями богатства. Многочисленные исследования показывают, что чем вы богаче, тем меньше у вас возможностей общаться с другими людьми. Богатство подавляет эмпатию. Одна из работ показывает, что водители дорогих автомобилей реже останавливаются для людей, пользующихся пешеходными переходами, чем водители дешевых автомобилей. Другой пример показал, что богатые люди в меньшей степени, чем бедные, способны испытывать сострадание к детям, больным раком. Хотя они несоразмерно ответственны за наши экологические кризисы, богатые пострадают меньше всего и в последнюю очередь от планетарной катастрофы, в то время как бедные пострадают в первую очередь и сильнее всего. Исследования показывают, что чем богаче люди, тем меньше вероятность того, что их будут беспокоить подобные проблемы.
Другая проблема заключается в том, что богатство ограничивает перспективы даже самых благонамеренных людей. На этой неделе Билл Гейтс утверждал в интервью Financial Times, что избавление от запасов ископаемого топлива-это пустая трата времени. Было бы лучше, по его словам, вложить деньги в разрушительные новые технологии с более низкими выбросами. Конечно, нам нужны новые технологии. Но он упустил важнейший момент: в стремлении предотвратить разрушение климата важно не то, что вы делаете, а то, что вы перестаете делать. Не имеет значения, сколько солнечных панелей вы устанавливаете, если вы одновременно не выключаете угольные и газовые горелки. Если существующие заводы по производству ископаемого топлива не будут выведены из эксплуатации до конца их срока службы, а все разведочные работы и разработка новых запасов ископаемого топлива не будут прекращены, то существует мало шансов предотвратить более 1,5 ° с глобального потепления
Но это требует структурных изменений, которые включают в себя политическое вмешательство, а также технологические инновации: анафема миллиардерам Кремниевой долины. Эта ситуация требует признания того, что деньги-это не волшебная палочка, которая заставляет все плохое уходить..
Завтра я присоединюсь к глобальной климатической забастовке, в которой взрослые будут стоять вместе с молодыми людьми, чей призыв к действию нашел отклик во всем мире. Как фрилансер, я всегда задавался вопросом, с кем я сражаюсь. Лично я? Да, по крайней мере, один аспект меня самого. Возможно, самое радикальное, что мы можем сейчас сделать, - это ограничить наши материальные устремления. Правительство и экономисты исходят из того, что каждый стремится максимизировать свое богатство. Если мы успешно справимся с этой задачей, то неизбежно разрушим наши системы жизнеобеспечения. Если бы бедные жили, как богатые, а богатые-как олигархи, мы бы все уничтожили. Продолжающаяся погоня за богатством в мире, который уже имеет достаточно (хотя и очень плохо распределен), является формулой массовой нищеты.
Осознанная забастовка в защиту живого мира-это, в частности, забастовка против желания увеличить наши доходы и накопить богатство: желание, сформированное, вероятно, неосознанно, вызванное социальными и экономическими нарративами. Я самостоятельно вижу как поразительна поддержка радикальной и тревожной концепции: достаточно. Индивидуально и коллективно пришло время решить, как выглядит “достаточно” и как узнать, когда мы его достигли.
У этого подхода есть название, придуманное бельгийским философом Ингрид Робейнс: лимитаризм. Робейнс утверждает, что должен существовать верхний предел суммы дохода и богатства, которые человек может накопить. Точно так же, как мы признаем черту бедности, ниже которой никто не должен опускаться, мы должны признать черту богатства, выше которой никто не должен подниматься. Этот призыв к нивелированию является, пожалуй, самой кощунственной идеей в современном дискурсе.
Но ее аргументы звучат убедительно. Избыточные деньги позволяют некоторым людям осуществлять чрезмерную власть над другими: на рабочем месте; в политике; и прежде всего в захвате, использовании и уничтожении природных богатств планеты. Если все хотят процветать, мы не можем позволить себе богатых. Мы также не можем позволить себе собственные устремления, которые поощряет культура максимизации богатства.
Мрачная истина заключается в том, что богатые могут жить так, как они живут, только потому, что другие бедны: нет ни физического, ни экологического пространства для того, чтобы каждый мог заниматься частной роскошью.[каждый мог владеть частной элитной недвижимостью] Вместо этого мы должны стремиться к частной обеспеченности, общественной роскоши. Жизнь на Земле зависит от умеренности.
Автор: Джордж Монбиот
Перевод статьи с портала The Guardian