История про старую бабушкину швейную машинку, которая исправно работает уже больше ста лет и будет дальше шить как минимум столько же, не нова. И работать ей не помешает ни 50” 4К Smart TV, ни 5G интернет, ни новый автомобиль с 8 экранами и выходом в интернет. А у современной швейной машины через полгода, почему-то иголка стала цеплять об лапку, а замена механизма стоит почти как новая машина. И все чаще в современной жизни возникает вопрос: «Почему старое работает до сих пор, а новое — уже нужно менять?».
Запланированное устаревание вещей – кто придумал и зачем?
История со столетней лампочкой в калифорнийской пожарной части очень интересна. Подробное описание или онлайн трансляцию можно легко найти в интернет. Эта лампа внесена в книгу рекордов Гиннеса и работает с небольшими перерывами с 1901 года.
Лампы накаливания в обычной жизни уже почти не используются. Но если вы еще помните, как они работали, то принятие факта «вечной лампочки» не идет ни в какое сравнение со сроком службы обычных ламп из магазина. Ни о каких сотнях лет работы даже речи быть не может. «Обычные лампы» перегорают, лопаются или просто разваливаются, но светить хотя бы 10% срока «вечной лампочки» не могут. И что в сухом остатке, одна лампа светит больше ста лет, а другие перегорают за 1-2 года?
Производитель намеренно создает товар, срок эксплуатации которого намного меньше возможного, и тем самым заставляет покупателя постоянно покупать новый. Так работает запланированное устаревание.
Можно побуждать покупателя к новой покупке через функционал (убрать поддержку What`s App или Skype), утверждая что работа на старых устройствах не безопасна. Или на психологическом уровне через новый дизайн и заявления об катастрофическом устаревании моделей выпущенных 1-2 года назад.
История лампочки в городе Ливермор, которую назвали столетней – одно из самых ярких доказательств существования и использования запланированного устаревания вещей в мире. Речь конечно не про конкретную лампу, а про то как существует рынок ламп в целом.
Сначала лампочки, за их улучшения — производителей штрафовали.
В преддверии нового 1925 года, а именно 23 декабря 1924 года, с целью контроля за производством и продажей электрических ламп накаливания между Osram, Philips, General Electric и некоторыми другими компаниями был организован сговор. Тайное объединение стало называться - концерн «Фебус», имя было дано в честь швейцарской корпорации «Phoebus S.A. Compagnie Industrielle pour le Développement de l'Éclairage». Основной задачей картеля была стандартизация длительности работы ламп.
Было решено остановиться на времени работы в одну тысячу часов.
Одна тысяча часов - далее лампа должна перегореть, а покупатель купить новую в магазине. За нарушения сроков работы или других указаний производителем – следовали штрафы. До принятия решения «Фебусом» средний срок службы лампы составлял 1500-2000 часов.
Причина создания картеля проста: есть предел количества всех ламп в мире, «вечные» лампы не позволят производителям постоянно зарабатывать из года в год. Именно глава компании Osram, на фоне катастрофического падения продаж, первым предложил соглашение, которое и стало началом создания картеля «Фебус». На протяжении почти 16 лет картель осуществлял контроль на рынке ламп накаливания при серьезном снижении конкуренции. Соглашение было аннулировано только 1940 году из-за сложностей в координации действий в условиях Второй Мировой войны.
Создание и функционирование картеля - очень важный этап в развитии мировой экономики. Сговор показал на практике возможность создания «эпохи потребления», через крупномасштабное и систематическое внедрение «запланированного устаревания» для потребителя.
Сегодня «запланированное устаревание» уже необходимость.
Сильнейший и аргументированный мировой пример с лампами накаливания дает почву для «теории заговоров» в спорах о «запланированном устаревании». Сегодня к одному из примеров существования теории можно отнести картриджи для принтеров. Чип картриджа часто «умирает» быстрее, чем кончается краска. Но ярчайшим индикатором современного «общества потребления» будет конечно смартфон.
Запланированное устаревание для смартфонов – двигатель прогресса.
Каждый год появляются новые флагманы: они быстрее, легче, удобнее. В каждой новинке задействовано еще больше технологий, а дизайнеры год от года изобретают комфорт заново. Практически бесконечная история повторяется год за годом. «Жадные» маркетологи пытаются, причем не безуспешно, залезть к нам в кошелек убеждая купить новый смартфон, фитнес-браслет, умные часы…т.д.
Почему "тормозит" интернет дома.
«Запланированное устаревание» сегодня есть везде, в любой отрасли бизнеса. Сколько выпустили новых машин с двигателями «миллионниками», не убиваемой подвеской или автоматической коробкой с ресурсом хотя бы в полмиллиона километров? Просто сегмент электроники подходит лучше всего для этой бизнес-стратегии. Но в этой ситуации есть и положительные моменты.
С одной стороны, есть производитель, который заведомо уменьшает ресурс устройства, вынуждая идти за новым через 1-2 года и это плохо. Никому не понравится, если телевизор купленный, например, в кредит сломается до того, как в банке будет закрыт кредитный договор. Да и просто использование запланированного устаревания явно в ущерб потребителю это тоже очень плохо. Но с другой стороны в этой ситуации мы как потребители можем и выиграть.
Польза запланированного устаревания.
Во-первых, стимулирование постоянного спроса на продукцию положительно сказывается на ВВП страны и создает рабочие места. На данный момент в мире около трех миллиардов пользователей смартфонов и мобильных телефонов. Один только этот факт создает огромное количество рабочих мест. Ведь кроме выпуска самих устройств необходимы чехлы, защитные стекла, наушники и регулярное обновление программного обеспечения тоже необходимость для этого рынка.
Во-вторых, запланированное устаревание заставляет рынок развиваться, есть постоянная необходимость придумывать что-то новое. Безусловно, маркетологи достаточно часто перегибают палку, заявляя о прорывах в технологиях. Но и отрицать, что ежегодное обновление существующих флагманов, создает необходимость для производителей внедрять в следующее поколение новые функции, улучшать характеристики, экспериментировать с дизайном, тоже нельзя.
В-третьих, запланированное устаревание делает вещи более достуными. Снижая срок службы устройства, используя более дешевые материалы и технологии, производитель дает нам возможность купить очередное устройство по более привлекательной цене. Пользоваться им 2-3 года и выбрать новое с функциями, которые отсутствуют в старом устройстве. Технологии настолько стремительно развиваются что телефон 2-3 летней давности не интересен, в нем нет новых фишек делающих нашу жизнь еще необычнее.
Как будут «стареть» вещи в будущем.
Даже во время первого картельного сговора «Фебус» некоторые производители все равно увеличивали срок службы ламп, несмотря на возможность быть оштрафованными. И сейчас никому в голову не придет создавать продукт, который сломается сразу в первый день. Производители ищут баланс между долговечностью и стоимостью производства. И если есть желание пользоваться старой версией устройства, никто не будет запрещать. Историй со специальным замедлением старых моделей смартфонов не так уж и много и большинство из них сомнительны.
В будущем эта бизнес-идея, скорее всего уйдет на покой, производители, вынужденные постоянно сражаться друг с другом за наши кошельки и вынуждены искать новые способы обратить наше внимание на себя. И одним из главных аргументов будет срок службы устройства. А чтобы не отставать от прогресса одним из вариантов предложение продукта по подписке или модульную конструкцию устройства. И на сегодня это самый вероятный будущий сценарий в современном мире потребления.