Найти в Дзене
Екатерина Зеленская

Как планировать финансы в малом бизнесе

Для чего вы занимаетесь бизнесом? ... А если озвучить свою цель в цифре и сроках?

Когда вы можете озвучить цели по бизнесу — это хорошо.

Когда вы составляете план на бумаге — это вдвойне хорошо.

Когда вы просчитываете все потоки выручки и создаете сценарий в Экселе — это считается высшим пилотажем.

Вы сильно удивитесь, сколько предприятий среднего бизнеса ведут свой "управленческий учет" в Эксель, но хоть так ведут. К сожалению, планировать в нашей стране принято только у крупного бизнеса. Малые предприятия живут одним днем.

Во всех компаниях, где мне доводилось ставить учёт, не было планирования. Лишь слова собственника о том, что хотим сделать одно, купить другое. И ни одной подкрепленной расчетами цифры.

Думаю, каждый согласиться, не иметь планов - это неправильно. Я уверена, что, если малый бизнес в России начнёт применять методики управления финансами, как на крупном предприятии, положительные результаты не заставят себя долго ждать.

И одной из таких методик является план-фактный анализ, который помогает принимать верные решения и строить сценарии развития компании.

Ведь, когда вы вытаскиваете голову из рутины и начинаете думать, рождаются интересные мысли и плодотворные идеи.

И только сам этот процесс несет в себе массу положительных результатов.

Отдельный плюсом пойдет побочный эффект от такого анализа - планирование налоговой нагрузки.

Практика планирования финансов.

Если я вас убедила, что планирование - это важнейшая часть управления своим делом, то осталось рассказать, как это сделать.

Каждый первый рабочий день недели желательно начинать с определенного ритуала: считать все свои деньги , строить финансовые планы и писать цели на неделю/квартал/год.

В практике это может выглядеть так:

1. Разнести выписки банка, записать все операции по кассе. Здорово, если у вас есть специальная программа для учета: Контур, 1С, Эксель на крайний случай (наверняка, кто-то может предложить еще какие-то классные программы для учета финансов - пишите в комментариях).

2. Выполнение первого шага позволит увидеть свой остаток денег на начало рабочей недели. Дальше важно расписать, какие траты нужно произвести на этой неделе - это называется финансовый план. Результатом недельного планирования будет остаток денег на конец недели.

3. Принять решение о фактических финансовых возможностях. Планируемый остаток денег на конец недели, понятно, может оказаться отрицательным. То есть, количество денег на начало недели может не хватить на покрытие всех недельных расходов. По умному такую ситуацию можно назвать "кассовый разрыв". Что делать? Пинать клиентов с оплатой или придумывать акцию с распродажей, залезать в кредит - решать вам.
Ясно только одно - чем больший период планирования- тем больше у вас времени на предотвращение таких событий, а, значит и шансов сделать не рациональные траты, тоже.
Если результат планирования показал положительный остаток - не спешите забирать деньги из бизнеса. Сформируйте резерв или в фонд развития компании (именно с него правильно оплачивать новые компы сотрудникам и тестировать гипотезы по маркетингу).

Если заниматься таким планированием регулярно - все священнодействие не займет более 30 минут

4. Важно все эти еженедельные таблицы регулярно сводить в один месячный/квартальный/годовой отчет. Вот тут и всплывает все неудобство Экселя - в этой программе сводить все придется вручную, тогда как 1С будет вести ваш план в годовом разрезе автоматически. То есть, на построение отчетов в 1С у вас займет пять минут на первоначальную настройку и далее - доли минуты, чтобы вывести результат за любой период.

4. А где же план/фактный анализ? Да все в тех же отчетах: каждый понедельник вы будет заносить фактические данные за прошлую неделю и планировать на будущую. Сравнения плана и факта и дает вам пищу для размышлений и принятия правильных управленческих решений для бизнеса любого масштаба.

Вот по такому анализу видно, что бессмысленно ставить менеджерам аналогичные планы продаж - они их регулярно не выполняют и, если условия их работы остаются теми же, правильно поставить в прогноз выручки то, что вам уже заботливо рассчитал 1С.
Вот по такому анализу видно, что бессмысленно ставить менеджерам аналогичные планы продаж - они их регулярно не выполняют и, если условия их работы остаются теми же, правильно поставить в прогноз выручки то, что вам уже заботливо рассчитал 1С.

Учитывая, сколько на моем пути попадается предпринимателей, постоянно сидящих в кассовых разрывах и жалующихся на то, что у них элементарно нет суммы до 100 тысяч рублей, чтобы погасить операционные платежи, я задаюсь вопросом: может, записать эти элементарные вещи на листе А4 и выдавать всем в качестве памятки и брошюры?