Найти тему

Английский для путешествий детям - это реально?

Все современные языковые школы предлагают курс «Английский для путешествий», и он пользуется популярностью. Однако большинство таких курсов заточены под взрослых и их нужды. Но сегодня зачастую именно ребёнок/подросток является единственным человеком в семье, более-менее знающим английский. И от многих родителей во время путешествий за границу можно услышать следующее: «Скажи то, скажи это», «Чему вас в школе учат?», «Почему ты не знаешь это слово?» - я сама была свидетельницей подобного рода упреков, которые родители позволяли предъявлять детям.

Конечно, родители хотят, чтобы ребенок знал не только грамматические правила и умел читать, но и чтобы мог общаться и, в случае чего, помогать семье решать проблемы за рубежом. Отдавая ребенка на дополнительные занятия они ставят условия - хотим, чтобы ребенок говорит с иностранцами. Реально ли построить курс так, чтобы удовлетворить нужды родителей? Вполне возможно! По моему мнению, преподавание английского для путешествий детям - это не проделывание тех же самых упражнений и не отработка тех же самых диалогов, с которыми мы работаем на взрослых курсах. Это совершенно другая подача материала.

Давайте разберёмся, как работает курс «Английский для путешествий - версия kids».

  • Во-первых, требуется больше времени, чтобы набрать определенный багаж лексики. В случае, если мы занимаемся с ребенком, она должны быть не серой и скучной - новые слова должны быть представлены ярко - с картинками, а их отработка должна происходить в интерактивной, игровой форме. Тематические блоки, которые нужно изучить: аэропорт, отель, ресторан пляж, транспорт. Если взрослые уже знают, что необходимо делать в отеле, то детей этому надо будет научить (отсюда и потребность в бОльшем количестве времени на ввод лексики).

Мне очень нравится сайт British Council. Посмотрите, какие интересные и красочные игры они предлагают для отработки темы «Around the world». Можно выбрать любую другую категорию. Из тех, что применимы к путешествиям, это могут быть Food, Maps and directions, Towns and cities.

Детям недостаточно просто выдать список слов, например, лексики по теме «At the airport». Надо будет включать воображение и отрабатывать ее можно всеми возможными способами, например, порешав кроссворды (и снова нас выручает Pinterest).

Обязательно используйте видео и песени. Наверняка вы знаете про прекрасный Youtube канал English Singsing. Там вы можете найти музыкальные видео на разные темы, например, Our planet. Родители будут рады, если благодаря занятиям по английскому, ребенок получит знания и в других областях, например, в географии.

Специально для вас мы делимся лучшей подборкой детских YouTube каналов. Уверены, вы найдете много полезного материала, применимого, в частности, к путешествиям.

2. Во-вторых, нужно отработать диалоги, чтобы смоделировать ситуации, которые могут возникнуть в поездке. Однако будет ошибкой, например, смотреть видео, где стюардесса/официант общаются со взрослыми людьми. С детства нас учат «не вмешиваться в разговоры взрослых», поэтому ребенку, особенно младше 12 лет, такой разговор просто напросто не интересен. Нужно отработать диалоги, с которыми столкнется ребенок в реальной жизни. Здесь все индивидуально: опираться нужно на возраст и интересы ученика.

Например, когда мы с моей семьей ездим отдыхать, 6-летнему братику не нужно ничего, кроме детского клуба. Там он общается с ровесниками, ( с иностранными детьми в том числе), а также с воспитателями. Соответственно, ему нужно уметь представиться, понять базовые вопросы «What’s your name? How old are you? Where are you from? What’s your room number?». Для знакомства с ними подойдут простенькие видео. Делюсь с вами одним из них. Вообще, сайт Maple Leaf Learning - кладезь интерактивных материалов для работы с детьми. Безусловно, ребенку надо знать цифры - для того,чтобы назвать возраст и номер комнаты. Если ученик маленький, ему хватит цифр от 1 до 10. Разучите их с помощью веселой песенки.

В случае, если базовая лексика уже имеется, можно приступать к диалогам. Для начала, их нужно прослушать. Есть замечательный мультик о приключениях Gogo. И снова наш любимый English Singsing и веселые диалоги для детей. После того, как вы посмотрели диалоги, дайте детям разыграть их между собой (если работаете с группой) или разыграйте вдвоем. Если ученик еще малыш, можете использовать пальчиковую куклу или игрушку и говорить за нее.

С детьми постарше лучше обсудить тему хобби и подготовить их к рассказу о своих интересах. Также будет хорошо, если ребенок сможет рассказать о своей семье, стране. Но с этим, как правило, проблем не возникает, благо в школе дети изучают темы и сдают их на зачетах из года в год.

3. В-третьих, нужно избавиться от языкового барьера. Очень часто бывает так, что ребенок неплохо владеет языком, знает слова и базовые грамматические конструкции, но боится говорить. За рубежом у него наступает так называемый «ступор». И тут еще родители со своим давлением. В итоге ребенок боится даже открыть рот, сделать ошибку и так далее. Вы должны объяснить ему и, если нужно, родителям, что научиться говорить можно ТОЛЬКО методом проб и ошибок.

Конечно, есть очень эффективный метод избавиться от страха говорить - английский языковой лагерь (желательно, за рубежом) и проживание в семье носителей. Таким образом лично я за три недели смогла бегло заговорить на французском, которым практически не владела, когда после 10 класса впервые приехала в Париж. Для моей сестры поездка в Англию в 16 лет тоже оказалась очень полезной: она услышала беглую речь носителей, познакомилась с культурой. В дальнейшем это помогло и при сдаче ЕГЭ, и при выборе профессии (сейчас она учится на факультете англо-испанской филологии и планирует стать педагогом). Так что если у родителей есть такая возможность, расскажите им о том, насколько замечательный опыт получат их дети в самостоятельном путешествии.

Однако избавиться от боязни говорить можно и в домашних условиях. Интернет сегодня позволяет найти друзей по переписке по всей стране и миру. Например, в разговорных клубах Skyeng как взрослые, так и дети разговаривают в группах и парах между собой, слышат различные акценты, привыкают к тому, что произношение может отличаться, помогают друг другу. Я рекомендую такой формат занятий, ведь результат приходит уже через несколько занятий. Если в городе, где живет ваш ученик, есть оффлайн встречи, они тоже будут полезны.

В общем, главное, на мой взгляд - практика и еще раз практика: speaking, listening, YouTube - для достижения цели все средства хороши. Также важно не забывать персонализировать уроки и подбирать программу, соответствующую возрасту и уровню. Не загружайте детей взрослым контентом - в мире ELT целое море методических материалов для детей, которые будут гораздо более эффективны. Удачного вам плавания!

Диляра Кашапова