Найти тему
Бизнес Сфера

Кассовые аппараты и эквайринг: что это такое простым языком.

С лета 2019 многие предприниматели начали хорошо разбираться в термине «эквайринг». Не все, конечно, по собственной инициативе. Погружению в тему способствовала очередная, уже 3-я по счету, волна внедрения нового порядка использования кассовых аппаратов. И нормы ФЗ за номером 54, который эту процедуру регулирует.

Если ваша организация как хозяйствующий субъект еще не перевела все расчеты в автоматический режим, чтобы сделать торговые операции прозрачными, давайте углубимся в требования закона и терминологию.

Эквайринг – от английского acquire – дословно переводится, как приобрести, купить, получить.

Отсюда и сущность самого понятия – прием безналичной оплаты (в том числе «пластиком») плюс техническое и обслуживание банком с передачей и обработкой данных о клиенте.

В процессе участвуют 4 субъекта:

  • Продавец (интернет-магазин, торговая точка, компания с мобильными продажами, курьерская служба, ИП и т.д.) – любая организация, реализующая товары или услуги.
  • Банк-эквайер, предоставляющий саму кассовую технику и расчетный счет.
  • Банк-эмитент, выпустивший карту, с которой выполняется оплата.
  • Покупатель.

Кто должен использовать онлайн-кассы с 1 июля 2019

Бизнесмены после нескольких пролонгаций с 2017 года надеялись, что с внедрением ККТ в обязательном порядке «пронесет» и в 2019. Недовольств было много, особенно от «транспортников», мелких фирм с незначительной выручкой, предприятий ЖКХ. К некоторым хозяйствующим субъектам законодатели прислушались – они по 129-му ФЗ получили 2-годовую отсрочку. Но с преференциями повезло не всем.

Вот перечень ИП и компаний, кто должен использовать онлайн-кассы в 2019 году:

  • юрлица и индивидуальные предприниматели на «вмененке» – особом налоговом режиме, а также ОСН и УСН;
  • ИП на патентной системе, работающие в сфере обслуживания и с трудовыми договорами;
  • субъекты (вендинговые, из общепита) на ПСН и ЕНВД без наемных сотрудников;
  • предприятия автотранспортного сектора, продающие талоны прямо на месте, то есть в автобусе, трамвае, троллейбусе и т.д.

В список «счастливчиков», которые могут еще 2 года спокойно работать без онлайн-касс, попали предприниматели, не пользующиеся услугами нанятых сотрудников и реализующие самостоятельно произведенные товары (домашнюю выпечку, сувениры, самодельные игрушки и пр.). К льготникам законодатели также отнесли продавцов газет; обувных мастеров; распространителей театральных билетов (но только с рук, а не в Интернете); ухаживающих за пожилыми людьми.

Много вопросов осталось относительно образовательных учреждений – школ и дошкольных центров, ВУЗов, институтов, организаций повышения квалификации. Входят ли они в перечень тех, кто должен использовать онлайн-кассы с 2019? Ответ однозначен: если есть платные услуги, то обязательна и ККТ. Даже частники и государственные школы на бюджете должны быть включены в базу налоговиков. Единственные послабления:

  • Не нужно печатать отдельные чеки на каждую операцию, а предоставлять общий месячный отчет.
  • Если услуги образовательного учреждения профильные, нет оборота наличных, то в 2019 касса не требуется.

Похожая ситуация и с «траспортниками». Частные таксисты и грузоперевозчики получили отсрочку. А автопарки – льготы по дистанционным расчетам. Проще – им не обязательно проводить операции в салонах машин. Разрешено регистрировать транзакции на предприятии.

Как работает онлайн-касса со встроенным эквайрингом?

Для клиента все выглядит элементарно. Он прикладывает карточку к терминалу, если нужно – вводит PIN, получает чек. В этот короткий промежуток времени (5-10 секунд) происходят сразу несколько операций, которые остаются для покупателя «невидимыми».

  • Сначала вся информация поступает в процессинговый центр эквайера.
  • Затем данные идут платежной системе «пластика».
  • В ЦОД сведения проверяют (не заблокирована ли карта, имеются ли аресты и другие нарушения, связанные со счетом и пр.).
  • Далее информация перекочевывает к эмитенту. Там – очередная проверка, но уже на сумму остатка, правильность PIN-кода.
  • Лишь после этого онлайн-касса выдает покупателю чек, означающий успешную транзакцию.

В чем преимущества эквайринга для бизнес-субъектов?

-2

Существенный плюс – серьезность торгового предприятия в глазах налоговиков, других контролирующих инстанций и клиентов. Практика показала, что наличие у продавца онлайн-кассы с эквайрингом вызывает доверие покупателей. Они легче расстаются с виртуальными деньгами, отчего сумма в чеке повышается в среднем на 10-15%. Другие очевидные выгоды:

  • Снижение расходов на инкассацию – не нужно отправлять наличность в кредитную организацию.
  • Защита от мошенников. Оборот «живых» денег чреват опасностью столкнуться с поддельными банкнотами. Расчеты по картам полностью исключают такое развитие событий.
  • Рост качества обслуживания. Здесь важны два момента: отсутствие сдачи и повышение скорости работы.
  • Новые клиенты. Это касается и эквайринга в интернете, то есть онлайн. Возможность расплачиваться с электронных кошельков и банковской картой повышает лояльность покупателей.

Есть, конечно, и минусы, о которых стоит знать. Основной – комиссионные расходы. Банки-эквайеры берут за транзакцию от 1,5 до 3% с суммы покупки. Для онлайн-магазинов процент повышается до 5-ти. Отчисления идут также эмитенту и платежной системе, но незначительные. Технические сбои тоже не добавляют продавцу популярности. Никто не хочет тратить время в ожидании ответа банка или восстановления интернет-соединения.

Онлайн-касссы и фискальные накопители: разбираемся в технике

Начнем с самих понятий. Онлайн-касса – девайс, функционально и технологически соответствующий требованиям законодательства. Он сохраняет сведения о выручке предприятия – так называемые «фискальные данные». А затем отправляет их через ОФД в налоговую инстанцию. С середины 2017 – это единственный вид ККТ, который разрешен к использованию на территории РФ.

Работа кассы, по крайней мере законная, невозможна без модуля встроенной памяти – фискального накопителя. Что же делает фискальный накопитель? Его основные функции – подписание чека, обработка и шифрование данных, формирование кода, отправка информации через Интернет в ОФД.

Ранее в ККТ использовалась электронная лента – ЭКЛЗ. Но у нее не хватало памяти (всего 4 Мб). Для крупных торговых точек и сетевых магазинов это было большой проблемой из-за постоянной замены ЭКЛЗ. Причем осуществить ее мог только сотрудник центра техобслуживания. Неудобство доставлял и другой момент – необходимость отвозить ленту в ИФНС для проверки за каждый отчетный период.

Вывод прост: чип памяти на 256 Мб с автоматизированной передачей данных облегчил предпринимателям работу. А купить онлайн-кассу с фискальным накопителем стало признаком «хорошего тона» в бизнес-кругах.

Что касается сроков действия ФН, то вариантов всего два: 13 и 36 месяцев. После истечения этого периода модуль нужно менять, а кассу перерегистрировать.

Виды ККТ: подбираем аппарат для бизнеса

На сегодня в реестре ККТ зарегистрировано больше 140 моделей. Под решение конкретных задач предприятия самостоятельно найти кассу сложно. Пройдемся по категориям техники, чтобы разъяснить вопрос.

Автономные модели

Это аппараты с экраном и кнопками, встроенными модемом и аккумулятором, которым не нужны сеть в 220V, подключение к PC и Wi-Fi. Потенциал «автономок» довольно скуден. Из-за маленькой памяти возможно грузить лишь до 30 тысяч товаров. Если за день в вашу торговую точку заходит больше 100 покупателей, то нужна другая онлайн-касса с встроенным эквайрингом.

Миниатюрный экран тоже добавляет неудобств. Когда название товара длинное, например, котлеты «Тульская Слобода с начинкой из свинины и говядины», то оно просто высвечивается не полностью. Кассир может ошибиться. К «автономке» сложно подключить дополнительное оборудование (ноутбук, сканер и др.), даже если есть USB-порты.

Но 2 плюса все же стоит выделить:

  • Мобильность. С такими моделями легко работать в любом месте – без электричества и Интернета.
  • Стоимость. Автономные онлайн-кассы – самые доступные по цене. «Элвес-МФ» обойдется в 5 000 р; «Меркурий 115Ф» – в 4 500 р; «Миника 1102» – в 5 500; QPOS Mini – в 8 490.

Подобная техника подойдет лишь для микробизнеса с товарной номенклатурой не больше 30 без аналитики продаж. Например, для небольших, выездных торговых точек и курьерских служб.

Моноблоки

Полноценные рабочие инструменты кассира со встроенными: принтером, сенсорным экраном, программой. Аппараты быстро и просто обновляются, выполняют все операции, анализируют продажи. Их можно настроить для работы с ЕГАИС, то есть для реализации крепкой алкогольной продукции.

Популярные модели: из серии «Эватор» по цене от 10 до 35 т.р.; MSPOS-K – от 9 т.р.

Устройства будут актуальны для малого и среднего бизнеса: розничных магазинов, небольших кафе, салонов красоты и т.д.

Выбор онлайн-кассы для интернет-магазина

Аппараты для онлайн-торговли должны:

  • быть зарегистрированы в реестре ФНС;
  • комплектоваться фискальным накопителем;
  • иметь подключение к платежным агрегаторам, таким как «Яндекс. Касса»;
  • работать с разными интернет-подключениями;
  • быть мобильными (для торговли с выездом);
  • отправлять чеки посредством sms или на электронную почту заказчика.

Но для сетевых магазинов есть и другой, более эффективный и надежный вариант: нужен лишь интернет-эквайринг. Он дает возможность оплаты прямо на сайте, без установки оборудования. Необходимо только специальное программное обеспечение. Его представляют либо банки, либо процессинговые центры (платежные сервисы). Они же обеспечивают техподдержку, предлагают расширенный список услуг: оплату в один клик; блокировку суммы на счету клиента (холдирование); платежи в разных валютах.

POS-системы

Это универсальные комплекты, походящие для больших торговых сетей, -гипер и супермаркетов. Они способны выдержать любой покупательский поток, ускоряя обслуживание. Аппараты комплектуются системными блоками, дисплеями, денежными ящиками, фискальными накопителями. Цены на онлайн-кассы этого типа начинаются от сумм в 100 т.р. Однако для развивающегося бизнеса нет моделей перспективнее.

Купить или арендовать? Выбираем выгодное решение

Вопрос волнует как начинающих бизнесменов, так и опытных предпринимателей. Ответ: каждый случай индивидуален.

Многие банковские организации предоставляют свои терминалы с бесплатным техобслуживанием. Но (!) одновременно увеличивают и комиссионные за эквайринг. Кредитное учреждение может установить планку по месячному обороту. Допустим, ваша выручка составила меньше 200 000 рублей, предложенных банком. Тогда комиссия автоматически повышается на 0,5, а то и 1%. А если меньше 100 000, то договор и вовсе могут расторгнуть. Согласитесь, не очень удобно.

Покупка – это крупное единоразовое вложение, доступное не каждой компании. Зато у собственника не будет никаких ограничений в плане использования терминала.

Если для бизнеса – мелкого, среднего, крупного – вам необходима онлайн-касса с эквайрингом, не утруждайтесь самостоятельными поисками вариантов. Обратитесь в фирму, которая предоставляет услуги подбора, подключения и обслуживания аппаратов. Специалисты:

  • найдут подходящую модель;
  • настроят оборудование «под ключ» в соответствии с нормативными требованиями;
  • обучат сотрудников – проконсультируют по вопросам работы с кассой;
  • оформят ЭЦП для регистрации в ФНС;
  • помогут с анализом продаж;
  • установят оплату на сайте (для интернет-магазинов).

Так вы сэкономите бюджет и время, избежите возможных штрафов – за торговлю без терминала; отсутствие бумажных или электронных чеков; несоответствие оборудования ФЗ. А они на 2019 год немаленькие – от 10 до 30 т.р. Ведите бизнес исключительно в правовом поле.

Статья: https://bssfera.ru/kassovie-apparati-i-ekvairing/