В прошлой статье мы разобрали каково это жить зимой в дырявом вигваме, продуваемом всеми ветрами, когда по вам бегают собаки, а огонь лижет подошвы мокасин (ссылка в конце статьи). Сегодня мы коснемся таких важных аспектов жизнедеятельности как еда, путешествие, медицина и атмосфера в индейском коллективе.
Для тех кто начал читать впервые, объясню,что за основу повествования взят отчет французского священника-иезуита Ле Жена, проведшего зиму 1633-34 годов в обществе индейских лесных кочевников из племени инну (они же монтанье).
Провиант
Еда
Отправляясь в путь с индейцами, отец Ле Жен снабдил их мукой, сухарями, кукурузой, копчеными угрями и вином (о нем я напишу ниже). Все это было сожрано в первые недели путешествия. Таков был менталитет кочевых индейцев, есть сразу все и много, не заботясь о завтрашнем дне:
у нас осталось совсем немного еды, но эти варвары ели с таким спокойствием и уверенностью, как если бы дичь, на которую они должны были охотиться, была заперта в конюшне.
Индейская кухня ужасала француза, так как свои блюда туземцы не солили и готовили в таких антисанитарных условиях, что он написал "сама грязь руководит их кулинарией". Их повседневная диета состояла из мяса дичи, которую удавалось добыть охотникам. Оно либо варилось в единственном на 19 человек чайнике, либо коптилось (жарилось) над огнем.
Когда еда белого человека была подъедена, настали голодные деньки. Снег был еще не достаточно глубок, чтобы можно было подобраться на выстрел из лука к лосям и оленям. Но в среднем раз в два дня у людей была пища, сегодня на завтрак мог быть бобер, а на ужин следующего дня дикобраз, размером с молочного поросенка. И это не каждому, а на 19 человек.
Еда распределялась среди всей общины одинаково, и каждый, сколько бы ее не было, должен был съесть свою порцию. Не съесть или отдать еду собакам считалось великим грехом. Если вы больны вам достанется та же еда, что и всем, отдельно готовить для больного человека никто не будет. Не смог съесть, твои проблемы за вас доедят другие и никто не оставит кусочка про запас.
Питье
Если рядом не было источника открытой воды, то пить предполагалось снег, растопленный в чайнике, который никогда не мылся, ни изнутри, ни снаружи. Вино или любое другое спиртное делало бедных дикарей неуправляемыми и агрессивными. Поэтому ни в коем случае нельзя было оставлять алкоголь без надзора, в противном случае со 100% вероятностью случалась какая нибудь беда. Например, Ле Жена хотели по пьяни убить.
Голодная диета
Мой хозяин (индеец пригласивший в путешествие) сказал мне во время голодовки: "Chibiné (одним словом инну обозначали действие, при котором необходимо ожесточить свою душу, чтобы противостоять голоду). Ты будешь иногда два, иногда три или четыре дня без пищи. Не позволяй себе падать духом, наберись смелости. Когда выпадет снег, мы будем есть.
Когда от голода подводило живот, а охота была совсем неудачной, то индейцы отрезали тонкие полоски от своих кожаных одежд и этим питались. Вход шла также кора (внутренний слой) и верхушки ветвей молодых деревьев. При самом неблагоприятном положении дел туземцы становились похожи на узников концлагерей, ложились и умирали.
Нужно отдать должно индейцам, при встрече своих голодных соплеменников, они честно делились в ними едой. Так происходило и при изобилии пищи, и в голодное время.
До чего доводит голод, можно судить из следующих воспоминаний Ле Жена:
Однажды, когда я бросил собакам кость или кожу от копченого угря, маленький мальчик, более шустрый, чем животные, бросился на кость и стал её грызть. В другой раз ребенок попросил что-нибудь поесть, когда ему сказали, что ничего не было, глаза бедняги наполнились слезами размером с горошек и катились по его щекам, а его вздохи и рыдания, которые он пытался подавить, наполнили меня жалостью. Один из уроков, который они преподают своим детям, - это быть смелым во время голода.
Табак
Не менее важным для существования индейцев был табак. Мужчины были заядлыми курильщиками, вот как описывает эту привычку французский священник:
Любовь, которую они испытывают к этой траве, вне всякого понимания. Они ложатся спать с тростниковыми трубками во рту, иногда просыпаются ночью, чтобы покурить. Они часто останавливаются в своих путешествиях с той же целью, и это первое, что они делают, когда возвращаются в свои хижины.
Я держал зажженный трут, чтобы дать им прикурить во время гребли на каноэ. Часто я видел, как они грызли мундштуки трубок, когда у них больше не было табака, Я видел, как они толкли в труху старые деревянные трубки, чтобы покурить. Давайте с состраданием скажем, что они проводят свою жизнь в дыму и после смерти падают в огонь.
Путешествие
Чтобы описать вам трудности пути, у меня нет ни пера, ни кисти, которая могла бы это сделать. Они должны быть испытаны самим, чтобы их оценить. Это блюдо нужно попробовать, чтобы узнать, как оно на вкус.
Часто голодные индейцы тащились по глубокому снегу, от которого порой не спасали даже снегоступы. Груз несли все, в том числе и малые дети. Когда снег был особенно глубокий, из деревьев вырубались узкие длинные сани, чтобы можно было пробираться сквозь густой лес.
Место для следующей стоянки намечал один из мужчин, который думал, что знает хорошее место для охоты. Когда было мало снега, он отмечал путь зарубками на деревьях, а на глубоком снег оставался хорошо заметный след. Если удавалось убить много лосей, то лагерь разбивался на месте удачной охоты.
Утро начиналось с завтрака, если он конечно был и часто заканчивалось без ужина и привала на обед. Детей пускали впереди взрослых, по ранее намеченному пути. Это правило происходило из-за того, что они уставали раньше взрослых и приходили на следующую стоянку уже в темноте.
Бесконечные подъемы и спуски по холмам, холод и голод, барахтание в снегу между поваленных деревьев, таково было путешествие кочевой общины охотников-индейцев.
Медицина
Если вы заболели, то к вашим услугам был бы весь спектр народной индейской медицины. Со слов самого Ле Жена:
До настоящего времени я наблюдал три вида из натуральных лекарств среди дикарей. Одним из них является палатка для потения. Второе состоит в том, чтобы сделать надрез той в части тела, которая болит, довольно обильно покрывая кровью больное место. Однажды они воспользовались моим перочинным ножом, чтобы порезать голову ребенку, которому от роду было десять дней.
Третье из этих лекарств состоит из соскобов с внутренней стороны коры березы, или похожего на неё дерево. Они кипятят эти соскобы в воде, которую потом пьют, чтобы вызвать рвоту. Они часто хотели, чтобы я выпил это зелье, когда я болел, но я не думал, что оно мне подходит.
Отношение к белому путешественнику
Мое бедственное положение зашло так далеко, что мой хозяин, после нескольких попыток, сказал мне: «Nicanis. Не ходи больше зимой с дикарями, ибо они будут убивать тебя». Я думал , что он имел в виду , что я заболел, так как не мог тащиться вместе с багажом и они убили бы меня. Я начал смеяться и сказал ему, что он пытается напугать меня.
Для того чтобы ужиться с индейцами, нужно было быть полезным и участвовать во всех повседневных делах - разбивке лагеря, пирах, охоте и т.д. В противном случае индейцы с презрением относились к таким бездельникам и если у вас бы среди них нашлось заступника, то могли и оставить помирать голодной смертью.
Чего только не натерпелся Ле Жен в путешествии. Его обзывали (например - Вождь Собак, бородатый как заяц, твоя голова как тыква и пр.), насмехались, обидно шутили.
Священник пытался выучить язык инну и записывал значение слов, которые ему переводил единственный знавший французский язык индеец. Чтобы поприкалываться, он надиктовывал ему неприличные, срамные слова, которые потом под общий хохот священник зачитывал из своей записной книжки.
Единственное почему иезуита не убили было то, что однажды он в канун сочельника организовал общую молитву, после которой была очень удачная охота. По общему мнению индейцев он был признан великим волшебником и магом, который всех спас от голодной смерти.
Окончание
Вот примерно таким было житье-бытье среди индейцев Канады, которые занимались охотой и собирательством. Это лишь краткий набросок что пришлось пережить французскому священнику. Для желающих ознакомиться самостоятельно ссылка - Отчет отца Ле Жена, о прибывании среди монтанье в 1634 году.