Бельгийская армия с первых недель Великой войны применяла против наступающих германских войск "неконвенциальное" оружие - боевые блиндированные автомобили с пулемётами. Первые броневики по проекту Шарля Анкара во многом определили конструкцию боевых машин в Первую мировую войну.
Automitrailleuse (проект Шарль Анкар (Charles Henkart))
Страна: Бельгия
Производитель: Cockerill Works
Год выпуска: 1914
Количество: 2
Бронирование: 4 мм
Вооружение: .303 Lewis Machine Gun
Экипаж: 3-5
Эта статья первая в цикле статей о бронированных автомобилях Первой мировой войны на службе Бельгийской армии. Рассказ о первом бельгийском бронированном автомобиле можно будет прочитать здесь: Бельгийские пионеры. Auto-Mixte Automitrailleuse Blindée. 1911. Все начиналось с гибрида.
29 июля 2014 года с объявления войны Сербии началась Первая война современного времени, в западном мире получившая название Великая. Уже 4 августа германские войска вошли на территорию Королевства Бельгии. Эту маленькую страну по праву можно назвать "Полем битвы Европы". Ни одна из трех всеевропейских войн не минула ее территории, и зачастую именно на ее земле проходили решающие сражения этих войн: Битва при Ватерлоо в Наполеоновские войны, Арденское наступление во Вторую Мировую, а в Первую Мировую на территории Бельгии воевали с 1914 до 1918 годов. С Бельгией может "сравниться" только Беларусь, которая во всех этих войнах становилась полем битвы между востоком и западом. Неудивительно, что именно в Бельгии впервые применили вооруженные бронеавтомобили в рамках большой войны.
Первый прототип бронированного автомобиля был построен в 1911 году на фирме Ауто-Миксте. И хотя бронеавтомобиль Automitrailleuse Blindée Auto-Mixte не получил дальнейшего развития, идея блиндирования шоссейных автомобилей витала в воздухе. К началу Первой мировой войны Армия Королевства Бельгия не имела на вооружении бронированной техники, но к это времени уже применялись патрульные автомобильные отряды с 1912 года. Маленькие размеры страны, хорошая сеть дорог позволяла использовать их эффективно. Зачастую эти небронированные автомобили оснащались пулеметами.
Хотя Бельгия и заявила о своём нейтралитете, 4 августа 1914 года армия вторжения перешла границу, а уже через несколько дней лейтенант Шарль Анкар ( Charles Henkart ) предложил построить новые бронеавтомобили на шасси гражданских легковых машин. Лейтенант Анкар «пожертвовал» для строительства импровизированных броневиков два собственных автомобиля марок Opel и Pipe. Машины были бронированы листами железа по кругу с вырезами для наблюдения водителем за дорогой. Бронеавтомобили были вооружены ручными пулеметами Льюиса, которые устанавливались на вертлюге и вели огонь поверх бронирования. Изначально планировалось собрать два броневика, и, если их применение признали бы положительным, начать бы серийное производство бронированных машин. Машины блиндировали на заводе Cockerill Works в г. Хобокен.
Бельгийская армия отступала с первых дней войны даже не под ударами, а просто под давлением огромной массы германской армии, использующей территорию Бельгии для обхода французской обороны. Бронеавтомобили в основном применяли для прикрытия отхода пехотных подразделений. В решении этой задачи машины проявили себя очень хорошо. Неожиданно открывая огонь по перемещающимся частям немецкой пехоты в узких местах, у мостов и переправ, они сдерживали темп наступления, срывая планы развертывания. Дело дошло до того, что германский генералитет попробовал причислить бронеавтомобили к неконвенциальным видам оружия. Типа "мы тут идем все таки в белом, а тут неожиданно трах бах поубивали и уехали, неспортивно".
По итогам применения двух "самоделок" Анкара было быстро принято решение построить серию бронеавтомобилей и создать боевые автопулеметные части для их регулярного применения против немецкой армии. К сожалению, именно лейтенант Анкар своим примером не только показал все преимущества бронеавтомобилей, но и стал жертвой их недостатков. Разозленные бельгийскими "пчелами" германские пехотинцы устроили специальную засаду на бронеавтомобиль, в которую и попал бронированный автомобиль Анкара. В ходе скоротечного боя сам лейтенант погиб, а машина как трофей досталась немцам, правда не надолго, вскоре и они ее снова потеряли.
Эта статья первая в цикле статей о бронированных автомобилях Первой мировой войны на службе Бельгийской армии. Следующая статья о первых серийных бронеавтомобилях здесь: Бельгийские пионеры. Часть 2. Automitrailleuse Minerva. Первые серийные бронеавтомобили
Источник
https://topwar.ru/132823-broneavtomobil-minerva-belgiya.html
RCforum.ru. Фотографии и архив экcпертов @alekse и @slava. Эксперты @alekse и @slava на форуме RCforum.ru не только имеют огромные архивы по технике первой мировой войны, но и охотно делятся этой информацией.