Что мы хотим? Новых разработок от российских учёных и внедрение их в производство или предоставление в пользование общественности. Что мы имеем на самом деле? Ужасно низкую эффективность. Большое количество разрозненных экспериментов, прототипов изделий, которые можно получить и без этих экспериментов и практически полная отстранённость от реальности...но зато точно согласно написанному плану.
Субъективно хочу выделить 3 причины неэффективности траты ресурсов в российской науке. Приступим.
1) Техническое задание пишут для объёма.
ТЗ сами научные группы с соблюдением требований организации, выделяющей грант. Зачастую требования, которые должна выполнить научная группа очень такие, которые легко посчитать и оценить. Например количество статей за год по результатам работы, объем предполагаемой работы (количество экспериментов), число участий в конференциях. Все эти пункты можно выполнить, не сделав абсолютно никакого стоящего открытия. Результаты эксперимента можно предположить изначально, но то что получается действительно редко совпадает с теорией. Самое интересное, то что иногда те работы, которые прописаны в ТЗ теряют свой смысл при выполнении предшествующих пунктов работы. Например, когда было определено, что материалы обладают приблизительно одинаковыми свойства и дальнейшие однотипные эксперименты с ними не покажут каких-либо различий. Но и в таком случае необходимо доделывать работу согласно этим пунктам ТЗ...эффективность экономических ресурсов в таком случае минимальна. Причина: нет простых способов ведения двухстороннего диалога исполнителя и заказчика.
2) Слабое внедрение научных разработок в производство.
На данный момент реалии таковы, что производственные предприятия не готовы достойно платить за научные исследования. Они тратят средства на собственные лаборатории, которые присутствуют на предприятиях с целью контроля качества, выполнения мелких нужд предприятия или создания видимости научных разработок, которым на самом деле не один десяток лет. Во первых, люди работающие на промышленных предприятиях и заводах зачастую не профессиональные учёные, а инженеры, которые скорее всего мало знакомы с многими научными инструментами. У них нет бесплатного доступа к базам данных научных статей (Scopus, Web of Science), а также им некогда участвовать не только в научных конференциях, но и на промышленных выставках
Полноценные проекты совместно со сторонними научными группами на сегодняшний день наши производства в большинстве своём не могут потянуть начиная от НИР и заканчивая внедрением. Ограничиваются мелкими заказами на НИР для галочки, без дальнейшего продолжения.
Действительно наука и инновации появляются только тогда, когда предприятие заказывает уже готовое техническое решение у зарубежных поставщиков с полными пусконаладочными работами от иностранных специалистов. В такой схеме все точно, платишь много, но гарантирован заранее обговоренный результат. И никаких рисков.
3) Отсутствие квалифицированных учёных.
Задача подготовки будущих учёных ставится перед вузами. Магистратура, а затем аспирантура направлены на то, чтобы научить студентов заниматься самостоятельной научной деятельностью. По факту там учат дополнительным теоретическим знаниям, формулам, теоремам, углубляют знания по специальности, но не учат как писать заявки на гранты, как грамотно писать статьи, куда их писать, да и вообще что из себя представляет карьера учёного из курса магистратуры и аспирантуры тяжело понять. Допустим, если человек очень хорошо учился в вузе и имеет сильную теоретическую базу это не гарантирует, что он сможет написать самостоятельно статью в научный журнал, что бы сообщить о своих результатах научному сообществу.
Все эти проблемы вполне реально решить, если действительно будет поставлена цель на уровне страны заниматься развитием науки. Малые инвестиции в науку, чтобы для галочки обозначить развитие этого направления не эффективны. Далее представлена часть статистических данных по российской науке, взятые с сайта Федеральной службы государственной статистики https://www.gks.ru/
Эта заметка создана для того, чтобы обозначить существующие проблемы и что они есть. Это вовсе не значит, что все плохо и безнадёжно, но для эффективного результата требуется проделать еще много работы