Найти тему
PRO Книги

"Ад - это мы сами"

Сергей Довлатов - один из самых популярных и читаемых современных писателей как у нас в стране, так и за рубежом.

Среди читающей публики вряд ли найдётся кто-то, кому незнакомо это имя. Но я, стыдно признаться, познакомилась с его творчеством совсем недавно. В школе мы этого писателя не проходили, потому что его прозу начали печатать лишь в 1989-м. А по-настоящему заслуженная слава пришла к писателю только после его смерти.

"...именно "Зону" мне следовало написать ранее всего остального. Ведь с этого началось мое злополучное писательство".

Мое знакомство с творчеством Сергея Довлатова началось именно с этой книги – «Зона: Записки надзирателя». Эта повесть, как большинство его произведений, автобиографична. После отчисления из Ленинградского государственного университета, Сергей Довлатов служил в армии, в системе охраны исправительно-трудовых лагерей на севере Коми АССР. По воспоминаниям И. Бродского, Довлатов вернулся из армии «как Толстой из Крыма, со свитком рассказов и некоторой ошеломлённостью во взгляде».

Эти рассказы и легли в основу будущей книги, которую он писал на протяжении многих лет, публикуя отдельные рассказы, но полностью они были собраны в повесть лишь в 1982году.

«Лагерная тема исчерпана. Бесконечные тюремные мемуары надоели читателю. После Солженицына тема должна быть закрыта…», - это доводы издателей, которые не хотели печатать повесть, но такие мысли были и у меня, когда я взяла в руки эту книгу. Казалось, что может быть интересного в данной теме? Жестокость, насилие, произвол?

По словам автора, лагерную жизнь можно изобразить двумя способами. В первом случае, каторжник – это страдалец, заслуживающий жалости, а охранник – монстр и злодей. Во втором случае, все наоборот: каторжник – чудовище, исчадие ада, а полицейский – герой и моралист. Но Довлатов выбирает свой, третий путь.

Что привлекает в довлатовской подаче этой темы, что мы не увидим всего ужаса и грязи тюремной жизни, не это для него главное. Главное - показать сложные, порой непонятные, а иногда и страшные судьбы людей.

«Я решил пренебречь самыми дикими, кровавыми и чудовищными эпизодами лагерной жизни. Я пишу не о тюрьме и зеках. Мне хотелось бы написать о жизни и людях».

Сергей Довлатов высказывает мысль, которая мне очень импонирует - нет людей добрых и злых. Все зависит от обстоятельств. Один и тот же человек может быть и трусом, и героем, в зависимости от ситуации.

"Одни и те же люди выказывают равную способность к злодеянию и добродетели. Какого-нибудь рецидивиста я легко мог представить себе героем войны..."

Одна из главных мыслей, высказанных автором:

«По Солженицыну лагерь - ад. Я же думаю, что ад - это мы сами...»

И он прав. Дело не в зоне, тяжелой работе или окружающих нас людях, мы сами создаем ад для себя.

Читая Довлатова, получаешь истинное удовольствие и от тонкого авторского юмора, и от простого, понятного литературного языка, человеческой мудрости. Жаль, что я не познакомилась с этим автором раньше.