Найти в Дзене
Судострой

Как управляется самый мощный в мире атомный ледокол

Универсальный атомный ледокол "Арктика"
Универсальный атомный ледокол "Арктика"

12 декабря 2019 года на первый этап заводских ходовых испытаний вышел атомный #ледокол "Арктика". У блога "Судострой" появилась возможность показать, как устроены основные центры управления атомоходом – ЦПУ и ходовая рубка.

Съёмка проходила на завершающем этапе швартовных испытаний, в начале декабря 2019 года, поэтому просьба сильно не придираться к "дизайну интерьеров" и мебели. Скорее всего, уже сейчас степень отделки внутренних помещений более высокая, а к моменту передачи заказчику все интерьеры будут оборудованы согласно проекту. Тем более, что отделка помещений в этом #судне – не самое главное.

Носовая часть атомного ледокола "Арктика"
Носовая часть атомного ледокола "Арктика"

Итак, наш сегодняшний герой – головной универсальный атомный ледокол проекта 22220 "Арктика" построен на Балтийском #заводе в Санкт-Петербурге. Разработчик проекта – ЦКБ "Айсберг". Судно было заложено 5 ноября 2013 года, спущено на воду 16 июня 2016 года.

Беглый осмотр начнём с центрального поста управления энергетической установкой судна (ЦПУ). Это закрытое помещение в центральной части судна.

ЦПУ ледокола "Арктика"
ЦПУ ледокола "Арктика"

Отсюда осуществляется управление сердцем ледокола – двухреакторной установкой "РИТМ-200". В #реакторах происходит ядерная реакция с выделением тепла, которое используется для образования пара. Тепловая мощность реакторной установки составляет 175 МВт.

Контроль работы реакторной установки
Контроль работы реакторной установки

Полученный пар подаётся на главные турбогенераторы. Как и реакторов, их два, мощностью 36 МВт каждый. Электроэнергия расходуется на судовые системы и движительный комплекс ледокола. Он состоит из трёх гребных электродвигателей мощностью 20 МВт каждый, которые через валопроводы вращают гребные винты фиксированного шага.

ЦПУ ледокола проекта 22220
ЦПУ ледокола проекта 22220

Питание гребных #электродвигателей осуществляется через систему электродвижения, которая включает в себя, помимо генераторов, распределительные устройства, трансформаторы, преобразователи частоты, тормозные резисторы. На гребные асинхронные электродвигатели подаётся трёхфазный переменный ток напряжением 10,5 кВ.

Также на судне предусмотрены два резервных дизель-генератора общей мощностью 4 МВт и три аварийных дизель-генератора общей мощностью 0,6 МВт.

ЦПУ ледокола "Арктика"
ЦПУ ледокола "Арктика"

Управляется всё это хозяйство как раз из ЦПУ с помощью автоматизированной системы управления технологическими процессами судна (АСУ ТП). В нормальных условиях в ЦПУ находятся три человека. Всего экипаж ледокола, по данным проектировщиков, насчитывает 75 человек. Для сравнения, экипаж первой, советской "Арктики" (1975 год) – 130 человек.

Пост управления движением судна в ходовой рубке ледокола проекта 22220
Пост управления движением судна в ходовой рубке ледокола проекта 22220

Следующий пункт управления ледоколом – ходовая рубка. В обычных условиях здесь также находятся три человека. Как уточнили в комментариях читатели, это: вахтенный начальник, штурман и рулевой.

Пост рулевого
Пост рулевого

С учётом степени автоматизации современного ледокола, этого вполне достаточно для управления судном длиной 173 м, шириной 34 м, высотой 51 м и водоизмещением 25,5 – 35,5 тыс. тонн.

Рычаги управления гребными электродвигателями в ходовой рубке
Рычаги управления гребными электродвигателями в ходовой рубке

Последний показатель меняется в зависимости от осадки. На ледоколах проекта 22220 применена двухосадочная схема. За счёт приёма водяного балласта осадка судна может увеличиваться с 8,5 м до 10,5 м. Это необходимо для работы как в мелководных устьях рек, так и на трассах Северного морского пути. Поэтому ледоколы проекта 22220 называется универсальными.

Штурманский пост
Штурманский пост

Кстати, помимо шестнадцати балластных цистерн, расположенных вдоль всего корпуса, на ледоколе имеются дифферентные цистерны. Они необходимы для изменения положения корпуса судна при прохождении через льды большой толщины. Ледопроходимость "Арктики" составляет 2,8-2,9 м, ледовый класс – Icebreaker9.

Информационная панель состояния дифферентных цистерн
Информационная панель состояния дифферентных цистерн

И ещё пара слов по поводу мощности. Позволил себе немного приукрасить заголовок. Хотя пропульсивная мощность "Арктики" составляет рекордные для ледоколов 60 МВт, поскольку судно ещё не сдано, формально самыми мощными среди действующих ледоколов являются атомоходы "Ямал" и "50 лет Победы" мощностью 55 МВт. Впрочем, вскоре, по всем планам – в мае 2020 года, этот титул перейдёт к новой "Арктике".

Универсальный атомный ледокол "Арктика"
Универсальный атомный ледокол "Арктика"

Понравилась статья? Не забывайте подписываться на канал "Судострой". Недавно здесь рассказывали о проекте атомного подводного газовоза.

Наука
7 млн интересуются