Данный самолет - продукт попытки руководства авиацией создать супер-оружие "оним скачком". Причем сначала создали пушки - и не какие нибудь 20-мм времен второй мировой - а сразу 76.2 мм. Дело было в конце 20-х (!). Конкретно была выбрана модель безоткатного орудия Курчевского (АПК-1). Как водится, сначала ее приладили к уже существующим типам истребителей - но сразу стало понятно, что нужен новый самолет (слишком велико было влияние струи пороховых газов при выстреле, конструкции бипланов 20-х не выдерживали).
... Отдельный самолет соорудить поручили проверенному конструктору Григоровичу (сидевшему в "шараге" в то время). Видимо, чудо-оружие очень заинтересовало руководство страны, так как вскорости Григоровича с почетом отпустили, выписали премию 10 тысяч рублей, и создали отдельный коллектив для доводки самолета.
Самолет был задуман как моноплан, в нем просматриваются черты будущих скоростных истребителей 30-х. Но на тот момент конструкция была довольно громоздкой, особенно с учетом подвешенных под крыльями довольно таки крупных орудий, которые значительно ухудшали аэродинамику самолета. В результате максимальная скорость была около 250 км в час.
Тем не менее, самолет поторопились запустить в серию. И это при том,что пушки так и не были доведены до "нормального состояния" , а требования ВВС не учли - скорость до 300 км в час хотя бы довести не удалось, конструкцию планера не укрепили с учетом норова орудий... И даже емкость боезапаса не увеличили - он так и остался по 7 снарядов на орудие...
Тем не менее 71 серийный самолет был построен (!). Несколько лет даже числились в боевых частях. Но вскоре большинство машин было доведено до совершенно нелетного состояния, при учебных стрельбах конструкция самолета буквально трещала по швам, самолеты чуть ли не разваливались в воздухе. Затем их потихоньку списывали, пока не списали все.
Следующим пушечным истребителем был намного более удачный ИП-1 (который правда потом уступил место И-16 с пушечным вооружением)...
Светлым пятном в истории "Зет" было участие в проекте "Составной самолет", на базе ТБ-3 и И-16....
Технические характеристики (основные) из википедиев:
Тип двигателя - один М-22
Мощность, л.с. 1 х 480
Максимальная скорость , км/ч у земли 250
Практическая дальность, км 600
Максимальная скороподъемность, м/мин 355
Практический потолок, м 7000
Экипаж, чел 1
Вооружение: две 76-мм пушки АПК-4 (14 снарядов)
и один 7.62-мм пулемет ПВ-1
О следующем пушечном истребителе СССР смотрите здесь.
О спутниковой связи, мобильной и современной - тут.
Всем удачи и мирного неба над головой!