Ежи Гофман: «Любовь, ненависть, ревность, жажда власти...»

699 прочитали

Откровения великого польского кинорежиссера Ежи Гофмана

Когда-то ко мне очень хорошо относились в оргкомитете гатчинского фестиваля «Литература и кино», и вообще там была замечательная команда по работе со СМИ. Возглавляла ее Ирина Васильева, к сожалению, уже покойная. И сама Ира, и ее подопечные подавали на тарелочке с голубой каемочкой, кого бы я ни пожелал. Потом руководство сменилось, я выпал из обоймы. Так бывает…

В 2005 году Почетным гостем фестиваля был Ежи Гофман. Он принадлежит к числу великих режиссеров, которые польскому кино принесли мировую славу. Достаточно называть его экранизацию трилогии Нобелевского лауреата Генрика Сенкевича - «Потоп», «Пан Володыевский», «Огнем и мечом», а также такие картины как «Гангстеры и филантропы», «Знахарь».

Ежи Гофман. Фото из открытых источников
Ежи Гофман. Фото из открытых источников

Разумеется, я не мог не воспользоваться возможностью побеседовать с режиссером, фильмами которого восторгался еще в детстве.

«Я не режиссер ума»

- Пан Ежи, что привело вас в Гатчину на фестиваль «Литература и кино»?

- Я могу ответить коротко: ретроспектива моих фильмов. В рамках фестиваля показаны и «Потоп», и «Пан Володыевский», и «Огнем и мечом». А также мой новый фильм «Древнее предание: когда солнце было Богом». Скажу так - будет правда. Но не вся правда. Насколько мне известно, «Литература и искусство» - единственный в мире фестиваль экранизаций. Из 14 снятых мной фильмов 8 – экранизации, в основном исторических романов. Я люблю историю. История играла в моей жизни очень большую роль. Если бы я не был кинематографистом, я был бы историком. Но в истории и литературе для меня исторические события не самое важное. Важнее человеческие страсти. Можно снять прекрасно костюмированный фильм, и он не тронет сердца зрителей, если в нем не будет извечных человеческих страстей. Уже во втором поколении рода человеческого Каин убил Авеля. Убил потому, что Господь Бог принял жертвоприношение Авеля, а не его, Каина. Любовь, ненависть, ревность, жажда власти - вот о чем мои картины. Я не режиссер ума - я работаю на эмоции. И если эмоция бьет с экрана и достигает зрителя, я побеждаю.

- Я слышал, как Михаил Козаков называл вас Юрой…

- Так меня звали и в Сибири в детстве во время войны, и потом, когда я учился в Москве во ВГИКе. И дома мама меня называла Ежи, а отец – Юрек. Юрек – это уменьшительно-ласкательное от Юрия. А Юрий и Егор, по-польски - Ежи, одно и то же имя.

Кадр из фильма "Знахарь". Режиссер - Ежи Гофман
Кадр из фильма "Знахарь". Режиссер - Ежи Гофман

Книги переписывались химическими карандашами

- Как вы, поляк, оказались в Сибири?

- Детство мое кончилось, когда мне было семь лет. 39-й год, гитлеровская Германия напала на Польшу. Мы эвакуировались в Восточную Польшу. Тогда в ее состав входила часть нынешней Западной Украины. Вскоре туда вступила РККА – Рабоче-крестьянская Красная Армия. А в 40-м году почти два миллиона поляков принудительно вывезли - кого куда. Нашу семью - в Сибирь, других - в Казахстан.

Я рос сначала в Новосибирской области, потом в Алтайском крае. Там каждая польская книга была нарасхват. Книги переписывались химическими карандашами. В таком виде, кстати, я прочел и «Древнее сказание». Доисторические дремучие леса я мысленно переносил на тайгу, которая меня окружала, древних бородатых людей – на староверов, которые жили рядом.

Несколько раз я пытался подступиться к этой теме, но неудачно. Наконец два года назад снял то, что хотел. Эта картина оказалась последней работой великого российского оператора Павла Лебешева. В этом фильме снялась молодая петербургская актриса Мария Александрова. И прекрасный украинский актер Богдан Ступка. На родине меня спрашивают: «Почему ты взял на «Сказание» русского оператора? У нас в Польше тоже есть хорошие операторы». Ответ прост. У Павла была неимоверно широкая душа, и это чувствуется в изображении. Для меня как для художника это важно.

«Сибиряки делились с нами последним…»

- Я понимаю, что история не знает сослагательного наклонения. Но не допускаете ли вы, что, может быть, благодаря насильственному переселению в Сибирь, вы остались живы?

- Это несомненно. У меня 27 человек родственников, близких и дальних, погибло во время холокоста. А в Сибири я оставил только деда, в Алтайском крае - бабушку, и в Казахстане - тетку.

- Они умерли по старости?

- Не совсем. Но все равно соотношение «3 к 27» о многом говорит. В жизни много парадоксов бывает. И то, что я жив, потому что нас вывезли в 40-м году, тоже парадокс, счастливый для меня.

- Как вас встретили, как к вам относились простые сибиряки?

- Меня часто спрашивают: откуда твои симпатии к России? Почему у тебя там так много друзей? Как ты мог после переселения и последующей ссылки учиться во ВГИКе? Я не устаю повторять одно и то же. Все, что было плохо, а иногда и ужасно, всегда шло исключительно со стороны властей. И никогда не со стороны простых сибиряков. В этом заключается колоссальная разница. Многие из простых людей тоже были либо ссыльными, либо потомками ссыльных. Они и сами-то пережили немало.

- Вы можете вспомнить какие-то конкретные случаи, когда русские люди помогали вам, может быть, делились хлебом, может быть, другим чем-то?

- После амнистии мы должны были добраться до полустанка, до которого трое с половиной суток нужно ехать на санях. А было нас не одна, а несколько семей. И ехали мы обозом. (Потом на железной дороге пришлось арендовать целый вагон, теплушку.) Люди впускали нас к себе в дома. Ночевали мы - спали на полатях - как они. Кормили нас тем же, что ели сами. И в Алтайском крае, на поселении, местные жители всегда оказывали помощь. Нужно же было как-то пережить зиму. А весной вспахать целину, посадить картошку. Без картошки невозможно было выжить.

Наша семья вернулась в Польшу раньше многих других. Первыми возвращались семьи военных. Где находится отец, мы, конечно, не знали. Знали только, что в армии, в дивизии имени Тадеуша Костюшко. И вот в дороге узнаем, что в городке Седльце, это между Брестом и Варшавой, стоит часть из первой дивизии Костюшко. Людей, сходивших с поезда на этой станции, мы попросили передать в часть, что семья майора Гофмана возвращается. Люди тогда очень серьезно относились к подобным просьбам. И, как потом выяснилось, все было передано.

Но с отцом я встретился в Праге. Так называется район Варшавы. Варшава была почти полностью разрушена. Прага в меньшей степени. И мы там двое суток кочевали в поисках прибежища. На вторые сутки на вокзале я увидел отца. Он шел по возвышению, до которого было больше двух с половиной метров. Я крикнул: «Папа» - и прыгнул. Это был какой-то невероятный прыжок. Ничего подобного больше в моей жизни не было. Я подпрыгнул, и какая-то неведомая сила понесла меня вверх. Буквально через мгновение я оказался в объятиях отца.

Кадр из фильма "Пан Володыевский". Режиссер - Ежи Гофман
Кадр из фильма "Пан Володыевский". Режиссер - Ежи Гофман

Во ВГИК поступил по блату

- Пан Ежи, почему вы выбрали ВГИК?

- Мои родители, и мать и отец, были врачами, и, естественно, они хотели, чтобы и я стал врачом. А я в подростковом возрасте все больше склонялся к гуманитарным дисциплинам. Писал стихи, они даже публиковались в газетах. Брал уроки театрального мастерства, осуществлял какие-то постановки в красных уголках. Но к 17-ти годам понял, что должен заниматься не литературой, не театром, а кино. Оно масштабнее. И быть непременно режиссером. Но в Лодзинскую киношколу в то время принимали только после окончания другого гуманитарного учебного заведения. Сейчас бы сказали: второе высшее образование. И я послал документы во ВГИК. Но и туда не поступил бы, если бы конкурсный экзамен не сдал по блату.

- Что значит: «по блату»?

- Под конец экзамена, когда было ясно, что мое дело швах, вдруг выяснилось, что председатель экзаменационной комиссии был близким фронтовым другом моего отца.

- Вы что, отправились в Москву совершенно не подготовленным?!

- Я отвечал по-разному. История, литература, русский язык – эти предметы я знал хорошо. А вот что касалось кинематографических вопросов, тут я был совершенно «зеленый». Председатель комиссии, человек в толстых очках, посмотрел на меня так, что никаких сомнений в том, что я провалился, быть не могло. Он уже взял в руки мои бумаги и вдруг спрашивает: «Гофман, Гофман… А Зигмунд Гофман из Первой дивизии не ваш родственник?» - «Это мой отец. А что?» - «Все хорошо, спасибо, идите».

Критика назвала «черной серией»

- Пан Ежи, ваша первая картина – документальная, и была она о хулиганах. Почему именно эта тема вас заинтересовала?

- Мы ее сделали с Эдвардом Скужевским, моим соотечественником, с которым я подружился во время учебы во ВГИКе. С Эдвардом мы сняли 27 документальных лент и три, первые, художественные. 1956-й год. Время оттепели. Стало можно говорить о темах, на которые раньше было наложено табу. Ни бандитизма, ни, тем более, проституции, по крайней мере, официально в Польше, да и в Советском Союзе, не существовало. Тогда-то и появился ряд проблемных фильмов. Мы со Скужевским своими двумя первыми картинами начали делать то, что позже критика назвала черной серией польского документального кино. Почему о хулиганах? Наверное, потому что, будучи вне страны и приезжая на каникулы, мы резче могли оценить обстановку. После фильма «Внимание: хулиганы» был «Дети обвиняют». Это про алкоголизм. Мы готовили третий фильм «Параграф ноль», про проституцию. Но во время поняли, что как художники ничего нового не скажем.

Не все становились бандитами

- Где же, по-вашему, в то время было больше хулиганов - в Советском Союзе или в Польше? Казалось бы, во времена сталинщины народ настолько был запуган, что о массовом хулиганстве не могло быть и речи…

- С хулиганством и хулиганами мы сталкивались и в Москве и в Польше. Не знаю, где было больше. Но могу сказать, что в бывшем Советском Союзе в число хулиганов зачислялись и бандиты. Даже те, что совершили убийства. В основном это было связано с очередной амнистией. Под видом хулиганов на свободу выпускали бандитов. А вот политических не выпускали. И поднималась волна преступности. Ловить бандитов брались соответствующие органы, преступники попадали на нары, и вновь в стране становилось относительно спокойно.

- Пан Ежи, только честно, а сами вы не из числа хулиганов?

- В Сибири мы, подростки, конечно же, дрались. Иногда - жестоко. Но никогда не брали в руки ножи. Потому что за нож сразу давали десять лет. А за «свинцовку» - нет.

- Что еще за «свинцовка»?

- Свинцовая плитка, которая крепилась к ладони. Били наотмашь, но не кулаком, а открытой ладонью. Если бы кулаком, пальцы сами себе точно бы размозжили. Иногда дрались улица на улицу. Сидоровка (это в Алтайском крае) условно делилась на прибанный край, «Лесопилку», школу и так далее. У мальчишек был гонор: мы здесь хозяева, это наш район, не суйся сюда. Но, я думаю, мальчишеские потасовки не самая большая проблема для человечества. Мальчишки дрались во все времена. Но это не значит, что все они становились бандитами.

Ежи Гофман. Фото из открытых источников
Ежи Гофман. Фото из открытых источников

«Выводы пусть делают зрители»

- Пан Ежи вы сейчас снимаете документальный фильм об Украине. Как вы говорите, от крещения до наших дней. В наши дни события так стремительно развиваются, что сценарий, наверное, не по одному разу приходится переписывать, корректировать.

- Сценарий пишет жизнь. Передо мной не стоит задача расставить все точки над «и». Я говорю открыто, что я представляю только свое мнение. Конечно, мое мнение опирается на труды авторитетных историков. Но как иностранец я не имею права вмешиваться в чужие дела. Народ решает судьбу той или иной своей страны, а не человек извне. Я представляю события, как они есть, а выводы пусть делают зрители.

- Вам предложили заняться этой работой или вы сами изъявили желание?

- Желание изъявил я. У Польши с Украиной общая история на протяжении многих столетий. Плюс какие-то личные мотивы. В частности, моя покойная жена Валентина - киевлянка. В Киеве и сейчас живут мои родственники и друзья. На Украине я неоднократно и много работал. Там я снимал «Потоп», «Пана Володыевского». Фильм-трилогия «Украина» снимается на деньги студии «Студия Ежи Гофман фильм-продакш». Я, чтобы быть полностью независимым, не хотел, что бы в проект вкладывала деньги польская или украинская сторона. Потому что как только появляется спонсор, он обязательно выдвинет какие-то условия.

Я встретился с президентом Кучмой, сказал, что хочу снять такую картину. В ответ услышал, что мне полностью доверяют. Что фильм «Огнем и мечом», которого боялись и поляки и украинцы – это же тема восстания Богдана Хмельницкого! - сделал больше, чем дипломатия многих лет.

- Вы неоднократно говорили, что толчком к созданию трилогии явилась книга Леонида Кучмы. Сейчас на Украине власть поменялась. Может быть, есть смысл получить подтверждение от нового президента?

- Конечно, такая встреча необходима. Но, насколько я знаю, независимо от изменения власти, все очень благожелательно относятся к моему проекту.

- Вы касаетесь такого больного для украинского народа вопроса как бандеровщина?

- Обязательно. И непременно в фильме представлены, выслушаны обе стороны.

В 2008 году Ежи Гофман завершил работу над документальным фильмом «Украина: становление нации».

Хотел бы снять свою «сибириаду»

- Вы начинали с документального кино, к нему вернулись. Не следует ли это понимать, простите, что круг замыкается?

- Я понимаю, что с ринга нужно во время уйти, но не думаю, что мой круг уже замыкается. По крайней мере, я собираюсь продолжить работу в игровом кинематографе. Я мечтал бы снять картину о своей Сибири. Свою «сибириаду». Художественный фильм о том времени, с которого мы начали наш разговор, где бы время было показано с точки зрения 10-14-летних мальчишек. Но сейчас это почти невозможно. Не по политическим, а по финансовым причинам. Раньше была цензура, но если цензура давала «добро», государство выделяло деньги. Сейчас же каждый проект должен иметь финансовый базис, иначе браться за дело бессмысленно. У меня есть несколько проектов, но все зависит от того, как мне удастся решить финансовые вопросы.

- Во многих ваших картинах играют российские актеры. Александр Домогаров, например. Как вы их находите?

- Был период, когда я неплохо знал российских актеров. Мы были дружны с Олегом Табаковым, Галиной Волчек. Я неплохо знал Мишу Козакова, многих других. В случае с Домогаровым все обстояло очень просто. Мне привезли рекламные ролики ваших актерских агентств. Я их просматривал и увидел Сашу, пригласил на пробы, но еще до их окончания точно знал, что Богуна будет играть он. После картины «Огнем и мечом» Домогаров стал страшно популярен в Польше. Больше, наверное, чем в России. Он играет у нас в театре. Девушки на спектакли с его участием съезжаются со всех уголков Польши.

Александр Домогаров в фильме "Огнем и мечом"
Александр Домогаров в фильме "Огнем и мечом"

Из рода долгожителей

- Вы очень много курите?

- Увы да,

- Не сказывается курение на здоровье?

- Увы, сказывается. Но я вот что вам скажу. Моей матери не достало трех месяцев до ста лет. Когда меня обследовал немецкий, мирового уровня, профессор Фрейс, он сказал: «По генетике вы происходите из очень долголетнего рода, но образом жизни вы делаете все, чтобы это долголетие нивелировать». И вы знаете, что я ему ответил? «Так точно, господин профессор!»

Автор текста - Владимир Желтов