Последствия
По СМИ ходит цифра стоимости реформы в 1-1,5 трлн руб. (трудно судить, насколько она справедлива, кажется завышенной). Повышение ставки НДФЛ только частично компенсирует выпадающие доходы региональных бюджетов. Да и то — в богатых субъектах — Москве, у нефтяников/газовиков. Все остальные регионы — не просто в минусе, в полном ауте. Компенсировать выпадающие доходы нечем.
А минфин, конечно, потребует от них использовать собственные возможности — то есть задрать до максимума региональные и местные налоги: на имущество, транспортный, земельный, патенты, вмененку, торговый, курортный сборы и т.п. И это будет, скорее всего, условием его помощи регионам. И деваться губернаторам будет некуда.
Следствием реформы подоходника станет повышение налогового бремени на людей «с другой стороны», а также угнетение малого и среднего бизнеса, ужесточение налогового администрирования.
И вполне очевидное: чем выше ставка НДФЛ — тем выше доля «теневых» зарплат. То, с чем минфин боролся многие годы и придумывал множество так и не сработавших механизмов легализации доходов (патенты, вмененка, налоговые каникулы, налог на профдоход и проч.).
Прогноз
Кремль пока устами Пескова заявляет, что «предметных разговоров или решений» по реформе пока нет. СМИ пишут о череде совещаний в АП и правительстве на эту тему. Очевидно, что «политический» блок хочет продавить это решение при глухом сопротивлении «экономического». Скорее всего, продавит. Реформа будет.
Но минфин постарается минимизировать «свои» потери. И будет давить на регионы, возможно, размер вычета снизится до 1 прожиточного минимума и т. д. - выгоды людей сократятся, эффект реформы на экономический рост тоже. Но таков уж наш минфин — не может иначе.