До недавнего времени у владельца автомобиля с автоматической трансмиссией в случае поломки последней выбор действий был небольшой:
-ремонт коробки своей машины
-покупка б/у
-покупка новой
Ну, последний вариант можно разделить на два: приобретение новой АКПП отдельно (фантастика) или приобретение оной в составе нового же автомобиля😊(радикально, но очень дорого).
Самый надёжный и практичный, на мой взгляд, – первый вариант. Он гарантирует, что после разборки и проведения дефектации будут определены все неисправности, выявлены и устранены их причины, заменены все уплотнения и установлены новые детали. Это плюсы. К минусам можно отнести сроки и цену. Пока трансмиссия в ремонте, машина стоит, а если ещё и запчасти дозаказывать придётся, то простой может оказаться весьма длительным. Зато на такой ремонт можно смело давать гарантию.
Покупка б/у агрегата – всегда лотерея. Даже так называемые «контрактные», даже снятые с машины, которая перемещалась своим ходом, уже имеют ограниченный ресурс, и предсказать его остаток смогут только специалисты из передачи «битва экстрасенсов». Говорят, их услуги стоят дорого😊
Какая альтернатива ремонту или покупке б/у?
Такая альтернатива теперь есть! ЕвроАвто может предложить восстановленные в заводских условиях АКПП для большого количества марок и их моделей! Плюсы очевидны:
— коробка в состоянии «новая»;
— гарантия 1 год без ограничения пробега;
— приём сломанной коробки в зачёт;
— большой ресурс агрегата.
Забегая слегка вперёд, добавлю, что такая коробка будет не только полностью перебрана, но и модифицирована. Знание «слабых мест» позволяет внести изменения, чтобы продлить срок службы. Впрочем, об этом позже. Что же за волшебный завод протягивает руку помощи обескураженным владельцам обездвиженных автомобилей?
Сейчас я вам всё расскажу и покажу, ведь не зря я метнулся за этой информацией в Москву?:-)
Итак, знакомьтесь:
Да, это новое предприятие, официально и буквально новорождённое (март 2019 года). Но явилось оно на свет как логическое развитие устремлений и применение накопленных знаний и опыта одного человека – Никиты Шмитова.
Многие годы он познавал все премудрости автомобильных составляющих в «Дилижансе», одном из старейших сервисов, специализирующихся на VAG, в котором Никита прослужил 18 лет. Последние 6 лет Никита Шмитов управлял производством, и многие петербургские владельцы AUDI и VW прекрасно знают его. Особая страсть – автоматические трансмиссии — сделала его гуру в этой области. Переборка старых классических автоматов и современных DSG была поставлена на поток и давно не являлась чем-то экстраординарным. Но, хорошо изучив рынок, Шмитов принял решение о создании нового (в России) направления – восстановления АКПП в промышленных масштабах. И в Европе, и на другом континенте это весьма развитая и востребованная тема, у нас же Никита стал первым. Со своими единомышленниками, после тщательного изучения рынка, в начале 2019 года они запустили завод.
Как это работает?
Чтобы починить что-то, надо это сломать. Ну или купить. TRPlant покупает неисправные коробки передач в Америке контейнерами.Первым делом вновь прибывшие агрегаты подвергаются очистке. Для этого закуплен уникальный агрегат:
С пескоструйной очисткой знакомы все, она условно бюджетная, и оборудование это доступно. Но знаете ли вы, что пользоваться этим способом можно только на открытом пространстве, а в помещениях запрещено? Опасно для здоровья. К тому же результат во многом зависит от оператора. Дробемётная машина с помощью двух турбин создаёт вихревые потоки, в которых дробь бомбардирует поверхность вращающейся коробки равномерно. И результат отличный:
А вот и снаряды, которые она мечет:
Естественно, что перед размещением в камеру все резьбы и отверстия защищаются.
Затем коробка передач попадает на стол к диагносту и полностью разбирается:
Внутренности можно условно разделить на несколько категорий: с высоким ресурсом (главная передача, дифференциал, промежуточные шестерни…в общем, всё то, что железное и большое 😊) — и подлежащие обязательной замене.
Первые, после оценки состояния, попадают в очередную мойку:
И оттуда — на склад:
Неисправные запчасти не выбрасываются сразу, а попадают в отдельную коробку и получают шанс на вторую жизнь. Но уже в качестве не рабочего агрегата, а учебного пособия.
Обязательному восстановлению подлежат:
— гидроблоки:
— гидротрансформаторы:
— корпуса:
Помните, я упоминал модернизацию? Узкая специализация даёт большие преимущества. Зная «слабые места» агрегата, можно внести изменения, чтобы увеличить ресурс. В обсуждаемых коробках со временем подшипники центральной шестерни, которая вращает главную передачу через паразитную, могут начать прокручиваться (и зачастую пользуются этой возможностью) в алюминиевом корпусе:
Усовершенствование заключается в следующем: корпус фрезеруется, устанавливается стальной стакан, в который затем прессуются обоймы подшипников центральной шестерни. Подобной же модернизации подвергается и задняя крышка:
Сборка АКПП
Итак, склад заполнен признанными исправными б/у компонентами, доработанными корпусами, восстановленными гидроблоками и гидротрансформаторами. Далее, в зависимости от текущих потребностей, формируется необходимая спецификация. Грубо говоря: для какой машины и с каким мотором в данный момент нужна АКПП. На стадии комплектации на корпус и на части важных компонентов наносится лазерная гравировка, которая призвана помочь отслеживать «историю» каждой коробки:
Собирается необходимый набор, и поступает на стол к сборщику:
Напоминаю, что тут встречаются уже восстановленные компоненты, б/у, признанные годными, и новые. В обязательном порядке меняются все уплотнения. Предпочтение отдаётся конвейерным поставщикам, то есть — по сути — это оригинальные компоненты.
Соберёт любую трансмиссию с закрытыми глазами. Но не ставит эксперименты, а внимательно контролирует каждый свой собственный шаг.
И на помощь в этом ему приходят специальные инструменты. Небольшое не лирическое отступление: если речь идёт именно о переборке агрегата, когда используется железо, уже проработавшее какое-то время, о возможных последствиях или отклонениях, о качестве переборки в целом зачастую можно узнать, только поставив восстановленный агрегат на машину и начав ездить.
Чтобы смело давать годовую гарантию, необходимо проводить промежуточные тесты. Про гидроблоки и гидромуфты я уже рассказывал, а в процессе сборки важно проверять процесс смыкания пакетов фрикционных дисков.
Обычно это делают просто — с помощью микрометра и воздуха под давлением.Но таким способом можно только убедиться, что смыкание происходит, не более. Знакомьтесь:
Он позволяет не только имитировать работу гидравлики, но и оценить скорость срабатывания, и увидеть реальные параметры по давлению. Везде: от гидроблока до поршня, который сжимает фрикционы, переходные уплотнения корпуса, компрессионные кольца на валах, опорные втулки валов, поршни пакетов фрикционов. И если всё ОК, комплектующие занимают свои места, и в целом через 5 часов коробка готова. Но готова ли? Как это узнать? Поставить на машину и поехать? А вот и нет! Одно из главных достояний завода TRPlant :
Это действительно агрегат промышленного масштаба, на мой взгляд. Проверка АКПП выглядит следующим образом:
— через специальные плиты коробка крепится к стенду и соединяется с электроприводом, имитирующим коленчатый вал двигателя:
— с помощью валов коробка передач соединяется с индуктивными тормозами, которые способны имитировать различные режимы нагрузки:
— производится подключение всех гидравлических магистралей, устанавливается электронный блок, связывающий АКПП с компьютером:
— в картер заливается трансмиссионное масло:
«заводится мотор», начинает вращаться «коленчатый вал». Коробка оживает.
Стенд тоже оживает, поднимаются стрелки:
А дальше прогоняются все возможные режимы с различными нагрузками. При этом снимаются и записываются все показания, что позволяет создать «паспорт устройства».
Восстановленная и проверенная АКПП поступает на склад готовой продукции:
При заказе устройства запечатываются в транспортировочную тару, а потом разбегаются по регионам, в том числе — и на склады ЕвроАвто.
На какие автомобили есть восстановленные АКПП?
Линейка восстанавливаемых «ТРПЛАНТ» агрегатов по состоянию на лето 2019 года ограничена 4-мя типами АКПП для автомобилей Toyota и Lexus: U660E, U660F, U760E, U760F.
Данные АКПП устанавливаются на следующие модели автомобилей:
— Toyota Camry (с 2006 г.вып.)
— Toyota Venza (с 2008 г.вып.)
— Toyota Avensis (с 2008 г.вып.)
— Toyota Highlander (с 2013 г.вып.)
— Toyota RAV4 (с 2012 г.вып.)
— Toyota Alphard (с 2008 г.вып.)
— Toyota Sienna (с 2011 г.вып.)
— Toyota Verso (с 2009 г.вып.)
— Lexus RX (с 2008 г.вып.)
— Lexus ES (с 2006 г.вып.)
Осень 2019. Добавляется модификация U761E — устанавливается на современные Toyota Camry 2.0/2.5l.
Осень 2019. Начинается восстановление АКПП AISIN модификации 09G для автомобилей концерна VAG.
В данный момент запускают линейку A6GF-MF-LF для автомобилей концерна Hyundai Motor Group.
Вариаторы есть?
Есть! Точно также восстановленные по полному циклу, с такой же гарантией:
JF011;
JF015;
JF010;
JF016;
JF017;
JF018E.
А что с гарантией?
Вся описанная процедура позволяет заводу TRPlant спокойно предоставлять годовую гарантию, без ограничения пробега. Гипотетически, в случае возникновения неисправностей в этот период, завод: а) высылает взамен другую коробку; б) берёт на себя расходы по транспортировке и замене.
НО! ( А как же без "но"?:-) Замену неисправной на восстановленную АКПП должны производить квалифицированные специалисты. И диагноз должен быть точным! Вот, например, машина может дёргаться во время движения по причине проблем со свечами зажигания или с топливной системой, и "специалисты" приговорят автомат, поменяют, а рывки останутся… Поэтому Никита Шмитов разработал курс обучения, приготовил наглядные пособия, разработал план поездок по регионам с целью повышения квалификации своих официальных представителей. Первый он уже провёл с механиками ЕвроАвто, и об этом я обязательно буду писать.
Как обычно, более полную версию статьи вы можете найти на нашем сайте
Яков Финогенов
Технический специалист ЕвроАвто