«И бысть оттоле тишина велика на сорок лет и престаша погании воевати Русскую землю и заклати христиан, и отдохнуша и починуша христиане от великиа истомы многыа тягости, от насилия татарского, и бысть оттоле тишина велика по всей земли».
Такими словами охарактеризовал правление Ивана Калиты автор Симеоновской летописи.
Если Иван III Великий завершил объединение русских земель под единоличным правлением, то именно Иван Калита(1288-1340гг.) начал этот процесс и благодарные потомки назвали его "Собиратель земли русской".
Получив от хана Узбека ярлык на Владимирский престол он добился того, что сбор дани не только с Московского княжества, но и Владимирского, был поручен московским князьям, без баскаков и откупщиков, тем самым это позволило концентрировать деньги в одном месте, при этом оставляя часть дани себе.
Калита «исправи Руськую землю от татеи и от разбоиник»; при нём начался переход права судить и карать за тяжёлые уголовные преступления от крупных вотчинников к княжеской администрации.
Активно привлекая новых селян путём предоставления земли и налоговых льгот, он наполнил людьми своё княжество. Не забывал он и о расширении, стараясь получать новые земли не войнами, а путём покупки земель и династических браков. Таким образом он фактически выкупил Можайск, купил Серпухов, Каширу, Кострому, Звенигород, Еалич, Углич, бывший важным торговым центром на Волге, Галич-Мерьский и часть Белоозера. Отдав в 1328 году одну из дочерей за Ростовского князя, он получил половину Ростовского княжества, а спустя некоторое время отдал вторую дочь за князя Белоозерского, подчинив его себе.
Один из первых начал наделять землёй своих слуг, таким образом став у истоков поместного землевладения
Иван Калита добился окончательной победы над Тверью в споре за великокняжеский престол.
При нём был построен митрополичий двор в Кремле, где с 1322 года жил русский митрополит, что повысило значение Москвы в церковных делах, в 1327году был построен Успенский собор-первый каменный храм Москвы, а позднее, каменные же, Архангельский собор, церковь Иоанна Лествичника и собор Спаса на бору.
В 1339-1340 годах, перед самой смертью, он заканчивает строительство нового дубового Московского Кремля.
Своё прозвище он получил из-за того, что всегда носил с собой кошелёк(калиту) и по словам монаха Пафнутия Боровского, князь был «милостив зело и ношаше при поясе калиту, всегда насыпану сребрениц, и, куда шедше, всегда даяше нищим, сколько вымется»
Историк Василий Ключевский отмечал, что Калита «первый начал выводить русское население из того уныния и оцепенения, в которое повергли его внешние несчастия. Образцовый устроитель своего удела, умевший водворить в нём общественную безопасность и тишину, московский князь, получив звание великого, дал почувствовать выгоды своей политики и другим частям Северо-Восточной Руси. Этим он подготовил себе широкую популярность, то есть почву для дальнейших успехов». Историк придал большое значение «великой тишине», наступившей при Калите: благодаря ей к середине XIV века выросло первое поколение, «начавшее отвыкать от страха ордынского, от нервной дрожи отцов при мысли о татарине».
Уважаемы читатели. Ваши лайки и репосты статей будут лучшей наградой для канала. Буду рад комментариям и пожеланиям.