О рисках при приеме ноотропов нас предупредила психиатр, поставившая моему ребенку диагноз "аутизм", ей же принадлежит красивая метафора с поездами:
- Ну вы представьте себе нервную систему как железнодорожную сеть. У аутичного ребенка участки некоторые нервной системы сформированы неправильно. Зачем разгонять поезда, которые "поедут" по таким рельсами? Так и до аварии недалеко, - фыркнула психиатр, глядя на рецепт от невролога.
Психиатр, читавший нам лекции об аутизме на курсах, с ней согласился. При аутизме, как известно, повышенный риск развития эпилепсии, ноотропы могут ее спровоцировать.
Мамы некоторых детей подтвердили: да, появилась эпиактивность, другие похвастались речевыми успехами детей, полученными от приема лекарств, третьи сказали, что никакого эффекта, ни плохого, ни хорошего, не было.
Невролог выписал нам ноотроп из-за того, что есть добавочное, органическое поражение ЦНС, но предупредил:
- От аутизма он вам не поможет. Принимать осторожно, малыми дозами, постепенно увеличивая остановиться на той, что не дает побочек.
Мы больше года не решались воспользоваться этим рецептом (боялись этих самых побочек).
Но вот после второго сеанса Томатис возник побочный эффект: до 90% речи сына ушло в эхо - механические повторы.
- Как тебя зовут?
- Зовут...
- Что это?
- Что это...
Оператор "Томатис" умоляла подождать: само пройдет. Но я испугалась, и мы стали пить ноотропы. Причем оба. Я решила попробовать лекарство сына на себе: т.к. мучили мигрени и психиатр сказал, что у меня могут быть аутичные черты, значит, я смогу понять, как ноотропы будут влиять на ребенка. Купили их в капсулах, растворяли в воде. Начали с 1/10. За пару недель подняли до 1/2. Одна капсула пополам. Идеально.
Сначала была эйфория. Мигрени прошли. Ноотропы бодрили в тысячу раз лучше кофе, вызывая огромный прилив энергии. Эхолалии сына сократились до положенных ему 50%.
Потом я поняла, что не могу заснуть, сын тоже плохо спал, больше истерик. Через 1,5 месяца приема (всего принимать нужно 3 месяца) он стал спать совсем плохо. У меня сильно кружилась голова. Забыла написать: несколько раз ребенок до-о-олго орал во сне, по 15 мин, мы не могли его разбудить.
Накануне 8 марта я укладывала его спать и заметила, что по телу ребенка пробежала судорога. Муж полез в интернетик и выяснил, что это миоклония. Сама по себе миоклония эпилепсией не является, но может ее спровоцировать. Что интересно, и до ноотропов у меня были судороги в момент засыпания. Но у сына-то не было никогда! Мы отменили ноотропы, - и судороги прошли.
Невролог, к которому мы приехали на внеплановый прием, "утешила":
- Эпилепсию нельзя вызвать ноотропами. Либо она есть, либо нет. Можно спровоцировать дебют. Отменяйте препарат.
Из-за частых болезней сына мы не смогли оперативно сделать ЭЭГ, получилось - только летом. Ночной ЭЭГ-мониторинг оказался чистым.
Я, как оказалось, "страдаю" от приступов миоклонии с детства. Такое бывает со мной, только когда я засыпаю после тяжелого нервного дня. Мне состояние привычно и даже приятно: оно гарантирует крепкий сон без сновидений. Муж сначала пугался, потом перестал. А сыну давать ноотропы я с тех пор боюсь.
Написано под впечатлением от поста другого блогера.