«Газовые соглашения» с Украиной – один из самых очевидных итогов встречи «Нормандской четверки» в Париже. На этой встрече много говорили о политическом урегулировании на Юго-Востоке Украины, но реальные соглашения, как выяснилось, были достигнуты только по транзиту российского газа через украинскую ГТС. Как расценивать эти соглашения: как победу или как поражение «Газпрома»?
Участники "газового сражения"
Давать оценку достигнутому в Париже «газовому соглашению» можно лишь в контексте продолжающегося с середины 90-х годов «газового сражения», участниками которого являются 4 стороны:
1) Россия, в лице «Газпрома»;
2) ЕС (прежде всего – Германия);
3) США;
4) Украина
Каждая из сторон преследует свои цели и реализует свой набор инструментов.
Россия
Цель России – завоевать и удержать такую долю газового рынка Европы, которая позволит устанавливать выгодные цены и условия поставок газа.
Главный инструмент России – государственный концерн «Газпром», мощная вертикально интегрированная компания, обладающая самыми большими запасами газа в мире, высокой устойчивостью к внешним воздействиям и необходимой стратегической гибкостью.
ЕС
Цель ЕС – защитить свой газовый рынок от внешних воздействий, обеспечить гарантированные объемы газа по минимальной цене, создать максимально благоприятные условия для европейских потребителей.
Главный инструмент ЕС – искусственно создаваемая конкурентная среда, административное регулирование, ослабление позиций газовых монополистов путем их разделения по вертикали (добыча газа, транспортировка, распределение).
США
Цель США – завоевать рынок Европы с помощью СПГ (сжиженного природного газа), вытеснить Россию с европейского рынка, поставить энергоснабжение ЕС под свой контроль.
Главные инструменты – политическое давление, санкции, дестабилизация «буферной зоны» между Россией и ЕС, формирование «тарифного барьера» ля поставок российского газа в Европу.
Украина
Цель Украины – получение сверхприбыли в транзитных операциях с российским газом, укрепление позиции транзитного монополиста, обслуживание интересов США.
Главный инструмент – Газотранспортная система (ГТС) страны, в лице компании «Нафтогаз», способный перекачивать до 170 млрд куб м газа в год.
Что получила Россия по итогам «газовых соглашений» в Париже?
1) Сохранение доли рынка в Европе на ближайшие 5 лет (в условиях возникшей неопределенности с завершением строительства «Северного потока-2» и задержки строительства болгарского участка «Турецкого потока»);
2) Сохранение репутации надежного для ЕС поставщика, реально оценивающего ситуацию, готового, в случае необходимости, на компромиссы с «Европой».
3) Подстраховку, в лице ГТС Украины, на случай необходимости резкого увеличения поставок газа в ЕС не только в 2020 году, но и в перспективе на 5 лет (имеются заявки на увеличение поставок газа на 50 млрд куб м).
Что получил ЕС по итогам «газовых соглашений» в Париже?
1) Гарантированный объем газа по доступной цене.
2) Возможность установления контроля над частью ГТС Украины в перспективе 5 лет.
3) Возможность более жесткого административного регулирования газового транзита в ЕС.
Что получили США по итогам «газовых соглашений» в Париже?
1) Положительный эффект в странах «буферной зоны» от результатов санкционного давления;
2) Негативный эффект в Германии и Франции от результатов санкций;
3) Неопределенные перспективы для продвижения СПГ, произведенного в США, на европейский рынок.
Что получила Украина по итогам «газовых соглашений» в Париже?
1) Примерно 3 млрд долларов выплат в 2020 году по решению Стокгольмского арбитражного суда (ассиметричное возложение ответственности на «богатого» монополиста в пользу «бедной» Украины, находящейся на грани дефолта).
2) Гарантированный объем транзита российского газа в течении 2020 года (65 млрд куб м).
3) Возможность участвовать в транзите российского газа на конкурентных принципах, начиная с 2021 года (40 млрд куб м).
Выводы
Остается только сравнить полученный результат с заявленными целями «игроков». Понятно, что в стратегическом, долгосрочном плане выиграли ЕС и «Газпром». В краткосрочной перспективе и в плане предотвращения возможной энергетической катастрофы – ограниченного успеха добилась и Украина. Но в перспективе 5 лет она перестает быть важным игроком в газовом транзите. США пока могут утешить себя лишь определенным моральным эффектом в странах «буферной зоны» и демонстрацией своих санкционных возможностей…
Назвать итоги «газовых соглашений» чьей-то односторонней победой – НЕЛЬЗЯ. Скорее – был достигнут непростой КОМПРОМИСС. Ох уж эта «реальная политика»…
Спасибо за внимание...