Найти тему
Artfragment

Иконы сюрреализма: Дали & Магритт

Оглавление

В Королевском музее изобразительных искусств Брюсселя проходит выставка, на которой впервые вместе выставлены работы Сальвадора Дали и Рене Магритта. Мы выяснили, что объединяет двух великих сюрреалистов, почему для них была важна обыденность и при чем тут костыли.

— Один — из Бельгии, другой — из Испании.

Первый родился на исходе XIX века, второй — в самом начале XX столетия. Оба начинали не с сюрреализма, но пришли к нему в конце 1920-х годов. А весной 1929-го впервые встретились и познакомились в Париже. Очевидно, художники понравились друг другу, потому что летом того же года Магритт с женой по приглашению Дали приехал к нему в гости в Кадакес. Там бельгиец стал свидетелем знакомства хозяина дома с Еленой Дьяконовой. На тот момент Гала, как она сама просила себя называть, была женой поэта Поля Элюара. Но вскоре ушла от него к Дали, который по этому случаю создал портрет покинутого мужа.

Сальвадор Дали, «Портрет Поля Элюара», 1929.
Сальвадор Дали, «Портрет Поля Элюара», 1929.

И написал следующее: «Я чувствовал, что на меня возложена обязанность запечатлеть лик поэта, с Олимпа которого я похитил одну из муз». Что касается Маргитта, то он в Кадакесе написал картину «Угрожающая погода». 

Рене Магритт, «Угрожающая погода», 1929.
Рене Магритт, «Угрожающая погода», 1929.

— И Дали, и Магритт изобрели собственный сюрреализм — с его отличительными знаками.

Эксперты сходятся во мнении, что его истоки надо искать в биографии художников. И особенно в детстве. При рождении Дали получил имя Сальвадор — в честь старшего брата, умершего в младенчестве. Родители как будто хотели  таким образом оживить его. В детстве будущего художника часто брали на кладбище, и там он мог видеть собственное имя на могильной плите. Позже Дали объяснял, что его поведение было вызвано стремлением доказать, что он не является своим умершим братом. Что касается Магритта, его мать утопилась в реке, когда мальчику было 14 лет. Ее тело нашли не сразу, а когда обнаружили, ночная рубашка на нем была задрана — ткань накрыла лицо женщины, как маска. Многие исследователи указывают на то, что окутанные тканью лица позже появились на картинах сюрреалиста, и это говорит о том, что его преследовал образ мертвой матери.

Рене Магритт, «Любовники», 1928.
Рене Магритт, «Любовники», 1928.

— Это может показаться странным (где сюрреализм, а где ежедневная рутина), но повседневная жизнь тоже давала пищу для творчества Дали и Магритту.

У бельгийца на полотнах часто появлялись детали интерьера его собственного дома: камин, оконный проем, лестница. Как только в его жизни возникал новый предмет мебели, Магритт переносил его на холст.

Рене Магритт, «Ключ к полям», 1936.
Рене Магритт, «Ключ к полям», 1936.

Смешивая действительность с вымыслом, бельгиец заставлял зрителя задуматься, насколько реален повседневный мир. У Дали тоже был образ, который символизировал общее между жизнью и выдумкой. Это — костыли. Они служили связующим звеном двух миров и будто давали надежду, что за фантазией существует нечто настоящее.

Сальвадор Дали, «Сон», 1937.
Сальвадор Дали, «Сон», 1937.

— «Магритт провел всю свою сознательную жизнь, пытаясь изобрести новые способы оскорбить здравый смысл и ценности повседневной жизни», — писал Десмонд Моррис в книге «Сюрреалисты в жизни».

Что касается Дали, он и вовсе любил публично разыгрывать роль сумасшедшего. А еще — эпатировать, что делало его популярным среди массовой аудитории. Весной 1936 года сюрреалист посетил лавку с товарами для моряков и заказал себе в ней скафандр. На вопрос хозяина магазина, на какую глубину Дали собирается погружаться, художник ответил, что на глубину собственного подсознания. Испанец решил использовать скафандр в качестве костюма на выход. В нем он пришел на одну из встреч сюрреалистов. Поначалу все шло хорошо: Дали фотографировался с гостями, а потом решил снять шлем. Но сделать этого не удалось. Шлем заклинило, а художник начал задыхаться. Дали уже почти потерял сознание, когда костюм удалось разорвать, а шлем снять. Дали выжил, а ничего не подозревавшая публика аплодировала яркому перформансу.

Сальвадор Дали в скафандре на встрече сюрреалистов, 1936.
Сальвадор Дали в скафандре на встрече сюрреалистов, 1936.

— Еще одно общее у Дали и Магритта — попытка побега от реальности.

Бельгиец как будто выходил в воображаемую дверь, которую так часто писал на своих картинах. Или прятался за ней. Художник вел простую жизнь и, по словам куратора Дома-музея Магритта Хлои Трибо, «был человеком простых привычек и простых решений».

Рене Магритт, фото Duane-Michals/Courtesy, VisitFlanders.
Рене Магритт, фото Duane-Michals/Courtesy, VisitFlanders.

Он мало путешествовал, не любил перемены и вел совсем не богемный образ жизни. Про Дали так сказать нельзя. Он, напротив, вращался в обществе, обхаживал парижский высший свет и обзавелся значительными коллекционерами своих работ. При этом одиночество было для испанца крайне важно — только так самые темные видения из подсознания выплескивались на его холст.  

Рене Магритт, «Хрустальная ваза», 1946.
Рене Магритт, «Хрустальная ваза», 1946.

— Магритт и Дали были однолюбами.

Бельгиец в 1922 году женился на Жоржетте Бергер и прожил с ней до самой смерти. А познакомился художник со своей возлюбленной еще в 1913 году на ярмарке. Жоржетте — дочери мясника — тогда было 12 лет.

Рене Магритт, «Жоржетта», 1937.
Рене Магритт, «Жоржетта», 1937.

Что касается Дали, то его главной музой, женой, моделью, секретарем и арт-дилером стала Гала. Она была единственной женской моделью (если не считать младшую сестру Сальвадора Дали Анну Марию), которую писал художник. Она позировала для полотен в образе Богоматери, Елены Прекрасной, Леды и Градивы. «Гала стала солью моей жизни, моим маяком, моим двойником, она — это я», — писал Дали в дневнике.

Сальвадор Дали, «Мадонна Порт-Льигата», 1949.
Сальвадор Дали, «Мадонна Порт-Льигата», 1949.

Ставьте лайк! И подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в магазине Cubed в арт-пространстве Cube.Moscow (здание отеля The Ritz-Carlton, минус второй этаж), Читай-городе, магазине «Москва» или Лабиринте.