Пристальный анализ, казалось бы, детской песенки "Голубой вагон" показывает нам, что песенка далеко не простая.
Попробуем проанализировать стихотворение применением схемы – тезис, антитезис, синтез.
Первый куплет.
Тезисом является - плавное течение времени и невозможность встречи с прошлым.
Антитезис - прошлое все же нам жаль, мы возможно хотели бы не расставаться с прошлым, хотя бы с частью прошлого, которое нам было приятно.
Синтез — это лучшее будущее, в котором мы конечно же встретим все то лучшее что было в прошлом.
Второй куплет.
«Может мы обидели кого-то зря» — это тезис, который говорит нам о том, что литературный герой (ЛГ) возможно кого-то обидел. Далее следует антитезис, который повторяется три раза. Это «Календарь закроет старый лист» - то есть ЛГ надеется, что он не будет нести ответственность, а просто время загладит то, что свершилось.
Затем следует: «К новым приключениям спешим, друзья...» - новые приключения решат проблему переживания вины ЛГ.
«Эй, прибавь-ка ходу, машинист!» - опять же решением проблемы видится - побег через призыв к машинисту поскорее уехать, убраться, убежать с того места, где провинился наш ЛГ и, где он должен был бы понести ответственность.
Синтезом же как мне представляется каждый раз выступает припев, в котором дается представление о вечном пути, как источнике избавления от всех неприятностей, от необходимости нести ответственность.
Далее третий куплет:
тезис - вагон бежит, а следовательно, в нем бежит и наш ЛГ, при этом поезд ускоряется, как того и хотел ЛГ.
Далее следует антитезис - желание вечного пути, то есть чтобы этот побег не кончался вечно. То есть ЛГ не стремится скорее добраться до нового места, чтобы там действовать, разумно принимая на себя обязательства и неся ответственность. он опровергает тезис о скорейшем движении к цели тем, что опровергает саму цель. Целью становится - просто бесконечный бег от ответственности.
В чем и заключается синтез - вновь припев, то есть сам бег — это тот процесс который позволяет поверить в светлое будущее. но лучшее будущее - это постоянная вера в него.
Тут следует обратить внимание на следующий момент, а именно, что каждое четверостишие также представляет из себя тезис, антитезис, синтез.
Так первый куплет — это тезис – течение времени не обратимо, но все лучшее из прошлого нам бы хотелось взять в будущее или повторить все лучшее из прошлого в будущем.
Затем следует антитезис - в прошлом есть и плохое, наши ошибки, проступки, за которые мы должны были бы нести ответственность, но мы просто не возьмем такое прошлое с собой. Мы забудем о нем, убежим от него.
И в качестве синтеза, в качестве решения нам предлагается - вечный бег. Бег без прошлого и без будущего, так как в будущем неизбежно повторение ошибок и расплата за них.
Таким образом голубой вагон — это мечта, такое райское место, вечное детство, куда можно убежать от ответственности и из которого очень хорошо мечтать о будущем, но из которого не хочется выходить в будущее.
В общем, можно сказать, что это стихотворение совсем не детское, но о мечте к состоянию, в котором человек находится в детстве, к беззаботному состоянию, когда за наши действия нам не приходится отвечать.