Найти тему
Алёна Буракова

Анализ проводимых в РФ мер по предотвращению коррупции

В Российской Федерации была создана солидная нормативно-правовая база по противодействия коррупции. В частности приняты: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. №273 — ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 17 июля 2009 г. №172 — ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Федеральный закон от 03 декабря 2012 г. №230-Ф3 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», реализовывается Национальный план противодействия коррупции на 2016 — 2017 годы.

Однако такое законодательство РФ о противодействии коррупции включает как федеральное антикоррупционное законодательство, так и антикоррупционное законодательство субъектов РФ. Последнее же, в свою очередь, состоит из нормативных правовых актов как органов государственной власти так и органов местного самоуправления.

Прежде всего, нужно понимать, что такое явление как коррупция прямым образом связано с неэффективностью ряда существующих политических систем, качеством государственного управления, отсутствием гражданской активности и антикоррупционной идеологии. Слабость и неэффективность государственных институтов гражданского общества и отсутствие прочных демократических устоев являются основными причинами коррупции в странах «с переходной экономикой», к которым относится пока и Россия. И действительно, откуда же взяться, этой «силе», если у самих истоков коррупции и субъектов противодействия ей - политическая коррупция, которая подобна «многоголовой гидре», имеющая множество лиц и проявлений, способная оперативно приспосабливаться. Политическая коррупция является теневым рынком распределения экономических, административных, информационных ресурсов между властными элитами и другими структурами общества.

Как известно: рыба гниет с головы – так и с коррупцией. Все что идет «сверху», от имеющейся в нашей стране политической элиты – заведомо несостоятельно и коррупционно. Все возможные пути выхода из такой системной проблемы оказываются, по меньшей мере, неэффективными и безрезультатами, а зачастую – просто декларативными. На сегодняшний день в России действует настоящий чиновничий произвол, у котороголишь одна задача - «пилить Россию».

Проведенный Антикоррупционной Академией (г.Москва) в марте-апреле 2016 г. социологический опрос по вопросу эффективности антикоррупционной политики в России, показал весьма низкую эффективность проводимого Правительством курса антикоррупционной политики.

Основная часть населения России даже не в курсе того, что в стране действует законодательная основа противодействия коррупции, есть национальный план противодействия ей и проводится государственная антикоррупционная политика.

Было выявлено, что представители политической элиты, на который во многом возложены надежды по развитию экономики страны в развитых демократиях, зачастую сами коррумпированы, что во многом только усугубляет ситуацию с противодействием коррупции. Общественные организации (НКО, НПО), работающие над противодействием коррупции, можно условно разделить на три группы. Одни используют антикоррупционный «брэнд» для раскрутки самих себя внутри страны, другие - ориентированы для продвижения в Европу и США, а третьи - «пиарят» противодействие коррупции в связке с Правительством и для Правительства (соответственно, оттуда же и финансируются).

Гражданская инициатива по привнесению альтернативной концепции «общественного противодействия» отмечена на очень низком уровне - в среднем около 15,5% опрошенных готовы вступить в общественное объединение, созданное в целях противодействия коррупции. В целом, граждане значительно меньше надеются на общественную активность, чем на силовые органы. При ответе на вопрос «на кого в первую очередь можно рассчитывать в борьбе с коррупцией?» вариант ответа «общественные организации» выбирают от 5% до 20% респондентов.

Специфика институциональной экспансии коррупции заключается не только в том, что создаются специфические коррупционные организации, для продолжающегося «роспила» в области противодействия коррупции, но и коррумпируются создаваемые для иных целей. Институциональной экспансии коррупции способствует «размножение» дублирующих друг друга организаций, огромный аппарат каждой из которых не может не создавать почву для произрастания коррупции.

Исследование так же показало, очевидные межрегиональные различия в функционировании антикоррупционной политики, выявив прямую зависимость степени активности общественных организаций от их количества в регионе.

Современные социологические исследования, как правило, инициируются различными международными организациями. Они охватывают весь спектр вопросов в области коррупции, обосновывают выведение индексов и рейтингов коррумпированности в различных странах, а также содержат определенные попытки выявления социальных причин и особенностей коррупции. В последнее время, доведенная до крайности общественность и представители гражданского общества, сами проявляют инициативу по выявлению ситуации с коррупцией и мерами противодействия ей - такова реальность происходящего на данный момент в России.

Опираясь на подобные научные исследование, к сожалению, нельзя сделать вывод о несостоятельности государственной антикоррупционной политики, но можно сделать выводы о том, что в обществе назрела потребность «общественного противодействия» коррупции и существует серьезный спрос на «антикоррупцию», идущий, как от руководства страны, так и от граждан России.

Как показывает международный опыт, успех в реализации антикоррупционной политики и степень ее эффективности, могут быть достигнуты при условии соблюдения ряда принципов:

-антикоррупционная политика должна инициироваться авторитетным легитимным лидером.

-эффективность антикоррупционной политики прямо пропорциональна степени кооперации власти и общества.

-необходима прозрачность антикоррупционной политики и ее постоянный аудит.

-необходимо учитывать культурные традиции и региональные особенности.

-антикоррупционная политика должна быть гибкой и адаптивной, с сочетанием институциональных изменений и социальной инженерии.

В Российской Федерации была создана солидная нормативно-правовая база по противодействия коррупции. В частности приняты: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. №273 — ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 17 июля 2009 г. №172 — ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Федеральный закон от 03 декабря 2012 г. №230-Ф3 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», реализовывается Национальный план противодействия коррупции на 2016 — 2017 годы.

Однако такое законодательство РФ о противодействии коррупции включает как федеральное антикоррупционное законодательство, так и антикоррупционное законодательство субъектов РФ. Последнее же, в свою очередь, состоит из нормативных правовых актов как органов государственной власти так и органов местного самоуправления.

Прежде всего, нужно понимать, что такое явление как коррупция прямым образом связано с неэффективностью ряда существующих политических систем, качеством государственного управления, отсутствием гражданской активности и антикоррупционной идеологии. Слабость и неэффективность государственных институтов гражданского общества и отсутствие прочных демократических устоев являются основными причинами коррупции в странах «с переходной экономикой», к которым относится пока и Россия. И действительно, откуда же взяться, этой «силе», если у самих истоков коррупции и субъектов противодействия ей - политическая коррупция, которая подобна «многоголовой гидре», имеющая множество лиц и проявлений, способная оперативно приспосабливаться. Политическая коррупция является теневым рынком распределения экономических, административных, информационных ресурсов между властными элитами и другими структурами общества.

Как известно: рыба гниет с головы – так и с коррупцией. Все что идет «сверху», от имеющейся в нашей стране политической элиты – заведомо несостоятельно и коррупционно. Все возможные пути выхода из такой системной проблемы оказываются, по меньшей мере, неэффективными и безрезультатами, а зачастую – просто декларативными. На сегодняшний день в России действует настоящий чиновничий произвол, у котороголишь одна задача - «пилить Россию».

Проведенный Антикоррупционной Академией (г.Москва) в марте-апреле 2016 г. социологический опрос по вопросу эффективности антикоррупционной политики в России, показал весьма низкую эффективность проводимого Правительством курса антикоррупционной политики.

Основная часть населения России даже не в курсе того, что в стране действует законодательная основа противодействия коррупции, есть национальный план противодействия ей и проводится государственная антикоррупционная политика.

Было выявлено, что представители политической элиты, на который во многом возложены надежды по развитию экономики страны в развитых демократиях, зачастую сами коррумпированы, что во многом только усугубляет ситуацию с противодействием коррупции. Общественные организации (НКО, НПО), работающие над противодействием коррупции, можно условно разделить на три группы. Одни используют антикоррупционный «брэнд» для раскрутки самих себя внутри страны, другие - ориентированы для продвижения в Европу и США, а третьи - «пиарят» противодействие коррупции в связке с Правительством и для Правительства (соответственно, оттуда же и финансируются).

Гражданская инициатива по привнесению альтернативной концепции «общественного противодействия» отмечена на очень низком уровне - в среднем около 15,5% опрошенных готовы вступить в общественное объединение, созданное в целях противодействия коррупции. В целом, граждане значительно меньше надеются на общественную активность, чем на силовые органы. При ответе на вопрос «на кого в первую очередь можно рассчитывать в борьбе с коррупцией?» вариант ответа «общественные организации» выбирают от 5% до 20% респондентов.

Специфика институциональной экспансии коррупции заключается не только в том, что создаются специфические коррупционные организации, для продолжающегося «роспила» в области противодействия коррупции, но и коррумпируются создаваемые для иных целей. Институциональной экспансии коррупции способствует «размножение» дублирующих друг друга организаций, огромный аппарат каждой из которых не может не создавать почву для произрастания коррупции.

Исследование так же показало, очевидные межрегиональные различия в функционировании антикоррупционной политики, выявив прямую зависимость степени активности общественных организаций от их количества в регионе.

Современные социологические исследования, как правило, инициируются различными международными организациями. Они охватывают весь спектр вопросов в области коррупции, обосновывают выведение индексов и рейтингов коррумпированности в различных странах, а также содержат определенные попытки выявления социальных причин и особенностей коррупции. В последнее время, доведенная до крайности общественность и представители гражданского общества, сами проявляют инициативу по выявлению ситуации с коррупцией и мерами противодействия ей - такова реальность происходящего на данный момент в России.

Опираясь на подобные научные исследование, к сожалению, нельзя сделать вывод о несостоятельности государственной антикоррупционной политики, но можно сделать выводы о том, что в обществе назрела потребность «общественного противодействия» коррупции и существует серьезный спрос на «антикоррупцию», идущий, как от руководства страны, так и от граждан России.

Как показывает международный опыт, успех в реализации антикоррупционной политики и степень ее эффективности, могут быть достигнуты при условии соблюдения ряда принципов:

-антикоррупционная политика должна инициироваться авторитетным легитимным лидером.

-эффективность антикоррупционной политики прямо пропорциональна степени кооперации власти и общества.

-необходима прозрачность антикоррупционной политики и ее постоянный аудит.

-необходимо учитывать культурные традиции и региональные особенности.

-антикоррупционная политика должна быть гибкой и адаптивной, с сочетанием институциональных изменений и социальной инженерии.