На напряжение в системе зажигания влияет множество факторов. Например, зазор между электродами свечи, сопротивление во вторичной цепи системы зажигания и состав смеси.
Эти параметры устанавливаются на одном уровне и в процессе работы двигателя не меняются.
Но есть один фактор, который оказывает сильное влияние на вторичное напряжение. И именно под его влиянием напряжение в системе зажигания при работе двигателя не остается на одном уровне, а постоянно изменяет свою величину. Называется этот параметр давлением в цилиндре.
Чем больше это давление тем большее напряжение нужно приложить, для того что бы пробить зазор между электродами свечи.
Давление в цилиндре зависит от нагрузки на двигатель и положения дроссельной заслонки.
Максимального значения оно достигает на режимах пуска и при переходном режиме. Напряжение в системе зажигания изменяется по той же динамике, что и давление.
Все это можно увидеть наглядно, если посмотреть зависимость этих параметров на осциллограммах давления и напряжения.
Осциллограмма давления в цилиндре при работе двигателя на холостом ходу.
Давление в конце такта сжатия находится на уровне 5 килограмм.
Именно при таком давлении искра пробивает зазор между электродами свечи.
Осциллограмма напряжения при этом давлении.
Пробивное напряжение при 5 килограммах давления находится на уровне 10 киловольт.
А что будет с напряжением, если резко открыть дроссельную заслонку. Наполнение цилиндров воздухом при резком открытии увеличивается и по этому, давление поднимается до своего максимально возможного значения.
Осциллограмма давления при резком открытии дросселя.
Давление в конце такта сжатия в этот момент поднялось до 12 килограмм.
А что с напряжением.
При пробое этого давления напряжение подскочило до 23 киловольт. Это при зазоре между электродами в 1 миллиметр. Если его увеличить, то и напряжение пробоя вырастит. И наоборот если уменьшить зазор, то сопротивление в искровом промежутке станет меньше и пробивное напряжение понизится.
Поэтому максимальная нагрузка на изоляцию катушки зажигания происходит в момент резкого открытия дросселя. При нормальных зазорах в свечах, катушка может выдерживать повышение напряжение, но если они увеличатся, по причине износа электродов, то при открытии дросселя напряжение будет подскакивать на столько, что изоляцию со временем может пробить. Транзистор, который управляет первичной обмоткой, тоже может не выдержать.
Можете еще прочитать следующие статьи.
Как быстро определить, почему троит двигатель. Самая частая причина.