Найти в Дзене
Medical law

ФАС о запрете рекламы методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации

Согласно ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе", помимо рекламы медицинских услуг существует реклама методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.

Фото с сайта Яндекс.картинки
Фото с сайта Яндекс.картинки

При этом каких-либо специальных ограничений к рекламированию медицинских услуг законодательство не содержит - медуслуги можно рекламировать любым способом и в любой форме, с соблюдением установленных требований (ст. 5, п.п. 2 - 5 ч. 1 и ч. 7 статьи 24 Федерального закона о рекламе).

Что же касается рекламы методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации - помимо соблюдения указанных выше требований, их реклама, согласно ч. 8 статьи 24 Федерального закона о рекламе, возможна исключительно в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

Также, как разъяснила Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ (определение от 20.02.2017 № 308-АД16-10650 по делу № А63-11516/2015), часть 7 статьи 24 Федерального закона о рекламе допускает рекламу методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации в составе видов (перечня) медицинских услуг, оказываемых медицинской организацией.

Чтобы понять, что Вы рекламируете именно медицинскую услугу - проверьте наличие ее наименования в номенклатуре медицинских услуг (Приказ Минздрава России от 13.10.2017 № 804н), оно должно точно совпадать с наименованием медуслуг в номенклатуре.

При этом, согласно письму Федеральной антимонопольной службы России от 25.09.2017 № АК/65861/17, указание в рекламе способов воздействия на организм человека, полностью совпадающих с наименованием медицинских услуг, содержащихся в номенклатуре, позволяет квалифицировать такую рекламу в качестве рекламы медицинских услуг, при отсутствии в такой рекламе иной информации, позволяющей выделить иные объекты рекламирования, в том числе при отсутствии в рекламе раскрытия содержания того или иного метода профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации (позиция подтверждается пунктом 25 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.04.2017).

Если же Вы рекламируете только содержание того или иного метода профилактики, способа или приема диагностики, лечения и медицинской реабилитации, такая реклама подпадает под запрет, установленный частью 8 статьи 24 Закона о рекламе (вывод подтверждается Определение Верховного Суда РФ от 27.10.2016 № 303-КГ16-8450 по делу № А04-5936/2015).

Резюмируя сказанное, можно выделить следующее:

  • можно свободно рекламировать медицинские услуги, перечень которых утвержден в номенклатуре - с соблюдением требований Федерального закона о рекламе;
  • можно свободно рекламировать методы профилактики, способа или приема диагностики, лечения и медицинской реабилитации, не раскрывая их содержание и распространяя в составе рекламы медицинских услуг - с соблюдением требований Федерального закона о рекламе;
  • нельзя отдельно рекламировать методы профилактики, способа или приема диагностики, лечения и медицинской реабилитации - иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.