Найти тему
Дневник оптимиста

Как строили автомобили в позднем СССР? Байка о внедрении конструкторских изменений вахтового автобуса.

Оглавление
Вахтовые автобусы НЗАС-3964 на шасси ГАЗ-66 и НЗАС-4951 на шасси Урал-375Д. Иллюстрация из книги "НЕФАЗ. Всегда в движении".
Вахтовые автобусы НЗАС-3964 на шасси ГАЗ-66 и НЗАС-4951 на шасси Урал-375Д. Иллюстрация из книги "НЕФАЗ. Всегда в движении".

Здравствуйте, уважаемый читатель (уважаемая читательница) канала «Дневник оптимиста»!

Вахтовые автобусы стали транспортными средствами, расположившимися между грузовиками и автобусами. Кратко об истории их возникновения и производства на Нефтекамском заводе автосамосвалов описано в этой публикации.

НЗАС-4951 с первоначальным вариантом инструментальных ящиков и задними фонарями, расположенными вертикально. Держатель запасного колеса частично закрывал правый фонарь, перекрывая сектор обзора, определённый ГОСТ. Адрес иллюстрации: http://fotobus.msk.ru/photo/604581/?vid=315838.
НЗАС-4951 с первоначальным вариантом инструментальных ящиков и задними фонарями, расположенными вертикально. Держатель запасного колеса частично закрывал правый фонарь, перекрывая сектор обзора, определённый ГОСТ. Адрес иллюстрации: http://fotobus.msk.ru/photo/604581/?vid=315838.

Как появились вахтовые автобусы?

Необходимость в транспортном средстве на базе грузовика для перевозки людей к месту работы появилась в СССР в 70-х годах в лесной промышленности, строительстве и добыче углеводородов. Вызвано это было возникновением вахтового метода работы, при котором работники кратковременно проживают в рабочем посёлке, а работают в отдалённом месте с неразвитой дорожной сетью. Первоначально перевозка осуществлялась на грузовиках с устройством скамеек из досок, установленных между боковыми бортами.

Впоследствии появились грузотакси, в которых для защиты от неблагоприятных условий погоды устанавливали тент и дверь в заднем борту для удобства посадки. Грузовики не обеспечивали необходимой безопасности и комфорта, а автобусов не хватало или они не могли передвигаться по бездорожью. Результатом заботы правительства о трудящихся нефтяной и газовой отрасли стало решение о необходимости организации производства вахтовых автобусов в Нефтекамске Башкирской АССР (сейчас Республика Башкортостан).

Здесь уже были созданы производственные мощности для самосвалов на шасси КамАЗ, а с 79-го года начал строиться производственный корпус для вахтовых автобусов. Корпус с годовой мощностью 3 тысячи вахтовых автобусов был введён в 81-м году. По давней традиции в одной части корпуса ещё работали строители, а в другой начали производить «вахтовки» на базе ГАЗ-66 и Урал-375Д. Проект кузова был создан Львовским институтом автобусостроения и назван НЗАС-3964 и 4951 соответственно.

Кузов состоял из металлического каркаса, сваренного из квадратных труб, который снаружи обшивался алюминиевым листом на заклёпках, изнутри – панелями из древесноволокнистой плиты. Между обшивками находился утеплитель из пенопласта. В салоне имелись стёкла и двери, устанавливались двухместные автобусные сидения, были люки вентиляции и малые калориферные установки для отопления от системы охлаждения двигателя.

НЗАС-4951 с инструментальными ящиками временного варианта с горизонтальным расположением задних фонарей. Адрес иллюстрации: http://s1.fotobus.msk.ru/photo/19/21/22/1921221.jpg
НЗАС-4951 с инструментальными ящиками временного варианта с горизонтальным расположением задних фонарей. Адрес иллюстрации: http://s1.fotobus.msk.ru/photo/19/21/22/1921221.jpg

Зачем нужно было изменять конструкцию вахтового автобуса?

Любая созданная и не опробованная конструкция требует усовершенствования по итогам эксплуатации. Кузов вахтового автобуса от эксплуатационников получил много замечаний. Среди них были плохая адгезия краски с алюминием, что приводило к преждевременному сходу краски с панелей, выпадение заклёпок из отверстий из-за электрохимической коррозии, коробление панелей внутренней обивки под действием конденсата и другие.

С кузовом вахтового автомобиля на шасси Урал была ещё одна проблема, которая описана здесь. После нескольких лет производства представитель госприёмки выяснил, что установка заднего правого фонаря не соответствует требованиям ГОСТ по сектору видимости. Расположенный ближе к правой части задней стенки кузова держатель запасного колеса, частично заслоняет правый фонарь, что не обеспечивает его видимость в секторе, определённом ГОСТом.

Задок вахтового автобуса с внедрёнными конструкторскими изменениями: штампованные инструментальные ящики, держатель запасного колеса и окно в середине. Адрес иллюстрации: http://img03.platesmania.com/151202/o/7581416.jpg
Задок вахтового автобуса с внедрёнными конструкторскими изменениями: штампованные инструментальные ящики, держатель запасного колеса и окно в середине. Адрес иллюстрации: http://img03.platesmania.com/151202/o/7581416.jpg

Как внедрялись конструкторские изменения вахтового автобуса?

В первоначальном варианте инструментальные ящики имели каркас из квадратных труб, обшитый стальными панелями. Конструкторы НЗАС модернизировали инструментальные ящики, на которых устанавливались задние фонари. Он должен был быть штампованным с фонарями, расположенными горизонтально, что соответствовало требованиям ГОСТ.

Одновременно предполагалось изменить конструкцию держателя «запаски», перенести его в центральную часть, где будет находиться и заднее окно. Внедрить в производство это изменение не удавалось по причине отсутствия штамповой оснастки, которую не успевал сделать инструментальный завод КамАЗа, а также сварочных приспособлений для колесодержателя и каркаса задка. Их не торопились делать на НЗАС в связи с отсутствием штампов.

Требования госприёмки способствовали рождению ещё одного варианта конструкции. Изменили расположение фонарей в каркасном инструментальном ящике. Оформили этот вариант по разрешению о временном применении до поступления штампов и срочно внедрили в производство. Полностью изменения, касающиеся переноса запасного колеса и заднего окна, внедрили спустя год.

Так получилось три конструкции задней части кузова вахтового автобуса, которые можно наблюдать в эксплуатации и на представленных иллюстрациях.

Если вам понравилась публикация, пожалуйста, нажимайте «палец вверх», пишите комментарии и подписывайтесь на канал – это позволит стать ему лучше.

Как варили основание платформы КамАЗ-5511 кратко описано здесь.

О постановке на конвейер КамАЗ-55102 можно прочитать здесь.

О траурном субботнике на НЗАС можно прочитать здесь.

Возможно, Вас заинтересуют другие публикации канала «Дневник оптимиста». Читайте здесь.

Спасибо за внимание!

Желаю Вам ясного ума и доброго здоровья на сто лет.

С уважением и благодарностью Олег Ейский.