Петр Малков — известный скульптор-монументалист, автор таких работ как стена дома Павлова, памятник Североморцам. Сейчас его мастерская превратилась в музей и стала центром притяжения творческих людей города. Мы поговорили с одним из организаторов музея, искусствоведом Ольгой Малковой о том, как создавался музей и чем он живет сейчас.
Расскажите пожалуйста о Петре Лукиче. Какой он был человек?
Он был очень результативный человек. Но творческие люди часто сложные в общении. Когда мы собирали воспоминания о Петре Лукиче от его друзей, коллег и студентов, они характеризовали его как очень сдержанного человека, который не разбрасывается словами.
Но я сама, как дочь, воспринимала его как человека страстного, который умеет сильно чувствовать. Уже после его смерти мне открылась другая сторона отца. В то же время, я видела, как он преподает, во всем была системность. Но в быту это было иначе. Мы строили на даче дом, в этом участвовала вся семья. Он мог на тачке проехать по моим цветам. Не специально, просто был абсолютно поглощен тем, что делал.
Если он не одобрял мои поступки, например, знакомство с кем-то, он мог очень резко высказаться по этому поводу. Каждая встреча с ним оставляла след.
А какой он был в работе?
Его увлекали образы монументальных людей. Он работал над образом Ермака. Поехал в Сибирь, прошел его путь, собрал изображения, прочитал все, что можно было.
Или взять памятник Пушкину. Вроде бы памятник был сделан быстро, но на самом деле работа шла всю жизнь. Он прочел множество воспоминаний современников Пушкина, сделал множество вариантов портрета, год искал подходящий камень.
В скульптуре не может быть ничего случайного, никакой лишней пуговицы, все имеет смысл. Нам может показаться случайным что-то, но это не так.
Работа скульптора — переработать горы информации, а потом придать этим знаниям форму.
То где мы сейчас сидим — здесь работал Петр Лукич?
Да, но это не первая его мастерская. В 1959 году после окончания Мухинского училища он приехал в Волгоград (тогда еще Сталинград) и какое-то время работал там. В 1965 он перебрался в Волжский. Это вторая по счету мастерская, сюда он приехал в 1968 году.
Мы сделали здесь ремонт, но старались сохранить прежнее расположение предметов.
Вы выиграли конкурс музейных проектов Потанина. На эти деньги был организован музей?
Да, сейчас мы выиграли уже три гранта. Изначально это была творческая мастерская скульптора. Когда отец был жив, он думал, какая судьба ждет его мастерскую. Здесь всегда собирались художники, творческие люди, школьники. Это место всегда было каким-то центром притяжения. Сюда и мэр города Воронин приходил, и сам предложил сделать мастерскую культурным центром.
После смерти отца в 2014 я написала письмо Воронину, где предложила начать работу. Ответ пришел — давайте организуем здесь музейное пространство, которое будет входить в музейно-выставочный комплекс Волжского.
Начали работу, но денег у нас не было. Мы выиграли грант Потанина, 2 млн рублей, но тут начались сложности. Деньги пришли, но получить мы их не могли — бюрократические сложности. В итоге, музей удалось открыть.
Позже, с разной периодичностью, мы выиграли еще два гранта — в 2017 и 2018. Это были президентские гранты. На эти деньги и живет музей. Скоро средства заканчиваются, но мы не расстраиваемся — будем искать деньги дальше.
Чем живет музей сейчас?
К нам приходят творческие люди со своими предложениями. Занятия чаще всего организованы по инициативе самих мастеров. Это и живопись, и работа с глиной. Я читаю лекции про искусство. К нам приходят как школьники, которые готовятся стать художниками, так и просто люди, заинтересованные в искусстве.
Еще у нас для детей работает мульт-студия, где малыши отрисовывают, снимают и озвучивают мультфильмы. Дети сами пишут сценарий, снимают, накладывают музыку. С нами сотрудничает известный скульптор-керамист Виктория Чаплыгина, она уже несколько лет ведет студию классической скульптуры.
В мастерской множество работ Петра Лукича. Расскажите о них.
Здесь есть модели как воплощенных памятников, как и эскизы, которые были фазами работ. Вот эскизная работа — портрет генерала Карбышева, памятник Жукову.
Есть вещи которые специально предназначены для выставочных залов и музеев. Иногда Петр лукич начинал работать сам, без заказа. Очень его занимал образ Толстого, Бетховена.
А вот образ классически-прекрасного молодого человека. Его Петр Лукич просто встретил в автобусе и создал такой образ современника. Тогда он был студентом медиком, мы сейчас общаемся.
У Петра Лукича богатая фонотека — более 2000 пластинок, правда проигрыватель у нас работает не очень хорошо. Еще у Малкова была фотолаборатория, он увлекался фото.
Планируете сотрудничать с другими музеями?
Я искусствовед, работаю в Волгоградском музее изобразительных искусств, поэтому это происходит автоматически. Музеи часто ограничены тем, что там нельзя пылить, ничего испачкать. У нас можно, у нас все условия для этого.
Вообще, люди приходят и говорят, что здесь особая атмосфера: тут так спокойно и хорошо, легко сосредоточится на работе. Сейчас такое время, людей постоянно что-то отвлекает, человек распыляется на все подряд. А здесь есть настроено на творчество и все для этого есть.
К нам часто ходят различные благотворительные организации и фонды. Денег мы с них естественно не берем, просто уже осознаем целительную силу искусства. Не знаю, осознают ли люди, насколько это все важно.
С чего начать свой творческий путь?
Мне кажется, можно прийти и на лекции. Но чаще всего человеку хочется найти творца в себе. Мне кажется, занятия живописью — беспроигрышный вариант. Или природный рельеф — это очень красиво.
Чем заняться в мастерской
В мастерской регулярно проходят творческие мастер-классы и лекции. Актуальное расписание есть в группе музея Вконтакте.
- живописная студия
- мастерская перекладной анимации
- мастер-класс по природному рельефу
- просветительские проект арт-навигатор
- мастерская глиняных дел
- лекторий “Ускоритель времени”
- студия учебного рисунка
- творческая лаборатория для детей и взрослых “Малковка”
Текст: Мария Хаванцева
Фото: Мария Хаванцева/из архива музей