Анализ питательных веществ и других биоактивных компонентов в продуктах питания, традиционно являлся областью деятельности сельскохозяйственного сектора. В последние десятилетия сектора здравоохранения и питания стали основными пользователями данных о составе продуктов питания в исследованиях, посвященных взаимосвязи между потреблением питательных веществ и болезнями.
Учитывая трудности, присущие сбору информации о рационе питания людей, во многих национальных обследованиях общественного питания зафиксировано потребление пищи на очень агрегированном уровне, иногда с использованием общего названия вида (например, шпината) без указания генетического разнообразия.
До настоящего времени целью определения состава продовольствия было получение данных о питательных веществах на одном и том же совокупном уровне и стремление к получению среднегодовых общенациональных значений.
При этом все различия в составе продуктов питания были связаны с агроэкологическими зонами, сезонностью и с сохранением биоразнообразия. Такова была печальная тенденция, несмотря на знания специалистов по составу пищевых продуктов о том, что различия в содержании питательных веществ между разновидностями одного и того же вида могут быть больше, чем различия между разновидностями.
Содержание питательных веществ
В научной литературе сообщается о значительных внутривидовых различиях в содержании питательных веществ в большинстве продуктов растительного происхождения.
Задокументированы также значительные различия в содержании питательных веществ в мясе и молоке различных пород одного и того же вида животных. Различия являются статистически значимыми с точки зрения питательности.
Например, потребление 200 г риса в день может составлять менее 25% или более 65% от рекомендованного суточного потребления белка, в зависимости от сорта. Различия между недостатком питательных веществ и достаточностью питательных веществ в популяциях могут быть обусловлены особенностями конкретных вариаций.
Многие страны, такие как Бангладеш с ее разнообразием внутренних водных объектов и экосистем, богаты биоразнообразием рыб. Рыба, особенно мелкие местные виды рыб, являются незаменимым богатым источником пищи для миллионов людей.
Они содержат незаменимые питательные вещества, в том числе высококачественный белок, незаменимые жирные кислоты и микроэлементы. Съедобные части крупных рыб, таких как карп, не содержат витамина А, железа или цинка, и поскольку кости крупных рыб выбрасываются как отходы тарелок, они не способствуют поступлению кальция.
Несколько исследований хорошо иллюстрируют важность понимания биогенного состава биоразнообразия. Например, во второй половине двадцатого века дефицит витамина А был определен в качестве серьезной проблемы общественного здравоохранения во многих островных государствах Тихого океана, причем более 50% детей страдали задержкой роста, куриной слепотой и серьезными респираторными инфекциями.
Несмотря на то, что это было связано со снижением потребления традиционных местных продуктов, богатых витамином А, начиная с 1980-х годов принимались меры по обогащению маргарина и распространению капсул витамина А.
Исследования состава пищевых продуктов в Тихоокеанском регионе позднее показали, что местные сорта знакомых видов часто превосходят по содержанию питательных веществ обычно потребляемые сорта, доминирующие на рынке.
После публикации данных о питательном богатстве местных продуктов питания в островных государствах Тихого океана стало ясно, что сельскохозяйственное биоразнообразие может обеспечить более устойчивое и приемлемое в культурном отношении решение некоторых проблем недоедания в регионе.
По мере поступления все более полных и точных данных признается, что продовольственное биоразнообразие, охватывающее тысячи разновидностей фруктов, овощей, зерновых и бобовых, пород животных, съедобных насекомых и грибов, имеет высокую питательную ценность и большой потенциал для улучшения питания местного населения.
Факторы влияния на диапазон питательных веществ
Селективная специализация на меньшем числе сельскохозяйственных культур и генотипов сделала некоторые культуры менее устойчивыми к болезням и ограничила диапазон доступных питательных веществ.
Декады исследований показывают, что, хотя урожайность основных культур, таких как кукуруза, пшеница и рис, растет, их питательная ценность снижается. Кроме того, изменение климата может существенно повлиять на ресурсы биоразнообразия, производство продовольствия и загрязнение пищевых продуктов, включая частоту афлатоксинов.
Это имеет последствия для продовольственной безопасности и рациона питания. Ожидается также, что изменение климата приведет к значительному снижению питательной ценности некоторых продуктов питания, особенно зерновых и бобовых, которые являются основным источником железа и цинка для значительной части населения мира.
Увеличение концентрации CO2 может привести к снижению содержания железа и цинка в съедобной части этих культур в диапазоне от 5% до 10%.
В заключение хочу добавить, что показатели состава и потребления продовольствия для целей сохранения биоразнообразия могут помочь отследить, в какой степени это биоразнообразие документируется для целей питания людей.
Хотя в этой области достигнут прогресс, и требуется больше данных о питательном составе биологического разнообразия продовольствия, имеется достаточно доказательств для принятия мер по обеспечению решений некоторых хронических проблем недоедания.