Найти тему
de

Психолог, клинический психолог, психотерапевт, психиатр — в чем разница? Куда идти, если интересует работа с человеческим мозгом

Оглавление

Психология

4 года обучения, надо будет идти в магистратуру. Вообще, в России закона об этом еще нет, но обучение психологии по мировым стандартам приравнивается к 6 годам. Хоть мне и не особо нравится учиться, я все же уверена, что 6летнее образование необходимо, поскольку надо взаимодейстовать с более умными преподавателями, и даже не самые интересные и понятные предметы все равно потом дают хороший опыт.

Плюсы: если вы не уверены, что готовы подписывать приговор на 6 лет, то можно сменить направление в магистратуре.

Недостатки: знания довольно общие, много ненужных предметов ознакомительного характера — по сравнению с той же клиникой.

Чем занимается психолог? Психолог работает с людьми и их проблемами, когда речь не идет о патологиях. Он поможет выстроить личные границы, поговорит с вами о семье, о формировании каких-то черт, о жизненных сценариях, выборе, неудавшихся отношениях… Также психолог не дает советов, не консультирует близких, не занимается самолечением, не рассказывает то, что он знает — чтобы диванные психологи, узнав, не навредили так случайно, не переврали, пользуясь этими знаниями. Работа с психологом — это когда «я час его подводил разными путями 

Еще у нас есть этический кодекс психолога, если интересно — обязательно посмотрите.

Патология начинается там, где человек перестает ее отслеживать, где уже не контролирует себя и не знает, что с ним происходит, ухудшается общее самочувствие, появляются биологические нарушения. Если вы не очень понимаете, что такое патология, и не сталкивались с длительными падениями настроения, биполярочками и т.д., но хотите помогать людям — смело идите сюда. 

Клиническая психология

5.5-6 лет обучения. Обычно 5.5, СПбГУ добился того, чтобы мы учились все 6 — опять же с ориентацией на стандарты. 

На самом деле, клиническая психология - это не только клиника, не только привычные глазу консультации в кабинете и не только школьный психолог, взявший тесты на депрессию в интернете, объяснение любого поступка через Фрейда и диванные консультации. Это слежка за современными тенденциями в обществе и нечто более глубокое и спокойное, но не менее интересное. Кто-то может пойти в науку, ставить там непонятные эксперименты, не всегда применимые к жизни. Например, Струп с его показыванием разноцветных карточек, звездочек и физическое определение закона Фехнера (да-да-да).

Плюсы: более углубленно разбираем биологию (но мне этого не хватает, надо больше), анатомию, много предметов типа нейрофизиологии, психофизиологии, неврологии, нейроэндокринологии, больше профильных предметов, спецализация идет уже с 1го курса. Со 2го нас ознакамливают с кафедрами, и мы узнаем более конкретно, чем можно заниматься.

Недостатки: долго учиться, нельзя сменить ориентацию в случае чего. Из личного — вы хоть и не врачи, а с патологиями часто придется встречаться. Именно с патологиями, тяжелыми нарушениями, неврозами, пограничными рассторйствами — и где я их все вообще нашла…

Психиатрия

Чтобы понять, чем занимается психиатр, достаточно посмотреть видео:

https://www.youtube.com/watch?v=8329O644jmc

В жизни ее назвали бы просто токсичной, но на деле по множеству факторов (анализы крови, почерк, построение предложений, активность, взаимодействие с другими людьми, припадки) это больной человек. У нее совсем другое сознание, чем у здорового.

Еще рекомендую посмотреть фильм «Вскармливание» — он про булимию и навязчивый бред — очень показательный, хорошо иллюстрирующий течение болезни именно с позиции больного. Еще раз подтверждает, что больной никогда не признает, что он больной, и психически больной самостоятельно отследить патологию не способен.

Но а в целом, психиатр — это врач. Это 6 лет на лечфаке+ординатура по психиатрии. Он работает с больными людьми, ставит диагнозы по МКБ, выписывает антидепрессанты. Если психолог разговаривает с людьми, которые сохранили рассудок, то психиатру на слова человеку верить уже не приходится: проводится целый список обследований, оценивается речь пациента, его вид (этому всему учат, и, поверьте, это очень сложно). 

Тут уже ты не скажешь человеку подумать, поразмыслить, порефлексировать, потому что у него уже немного исказилось сознание. Он может и не выглядеть как больной, еще вроде что-то понимает; но, например, когда есть больной депрессией, он устает от людей, у него постоянный упадок сил, многочасовой сон, расстройство внимания, мотивации и конценрации, и врач не может сказать: «Так, это потому, что вы перед сложным выбором стоите, надо просто порефлексировать и решить», ибо это не сработает — человек запустил внутренний конфликт, свой невроз, настолько сильно, что уже самостотельно отойти не получится — понадобится вмешательство.

Психолог может указать пациенту, о чем стоит подумать, к чему это может вести, откуда может брать свои корни, и клиент сам догадается, психиатр/психотерапевт уже берет человека с болячкой, отправляет на анализы, выписывает таблетки, но обязательно в этом всем еще включать терапию с психологом/психотерапевтом. Вы даже не представляете, насколько сильно на вашу психику действуют гормоны, нейромедиаторы и витамины!

К сожалению, пока о психологах и психиатрах ходит очень полярное, зачастую ошибочное мнение, это и объяснимо — талантливых врачей куда меньше, чем тех, кто воспитан в таком суровом советском убеждении, что либо ты накручиваешь, либо уже завозят ногами вперед.

Психотерапия

Есть еще такое промежуточное явление, как психотерапевт. Психотерапевты бывают 2х типов: те, кто доучивался в более медицинском направлении после 6 ле клинической психологии, и те, кто пошел после ординатуры психиатрии в интернатуру, чтобы быть более психологичным, если так можно выразиться.

Чем занимается он? Он может выписывать не сильные успокоительные+работает немного глубже, чем психолог, также может говорить о патологиях. Обращатся стоит к врачам тогда, когда состояние контролю не поддается; психолог может работать только с человеком, который отдает отчет своим действиям, и у него нет физиологических нарушений в виде нарушенного синтеза окситоцина, сбитого цикла энергетического обмена, булимии и т.д.

Психотерапия бывает самая разная — от сидения в кресле и разговора до арт-терапии/танцевальной терапии.

Куда еще можно пойти, если интересно изучать мозг?

Можно пойти в психологи-педагоги, логопеды, а можно — в науку. Спектр занятий довольно широк:

  • Наука после психфака — у нас, например, есть лаборатория, где занимаются изучением речи — это очень интересно, на каком языке и почему человек мыслит; когнитивные науки, психофизиология, эксперименты и фундаментальная наука — кто может не в практическую деятельность, приглашаю в СПбГУ
  • Наука после лечфака — также в СПбГУ (шарю за науку в своем университете, но уверена, что что-то такоеможно найти и в других местах), в дипломе может быть написано «врач-исследователь» — вы будете исследовать мозг чисто в медицинских целях, что будет, если проткнуть нейрон, также — МРТ, ТМС, как это работает, как лечить. Но это больше исследовательская часть, вам не надо будет этой кучи эмпатии, которая обычно нужна практикующему врачу.
  • Наука после биофака — выращивание нервных клеток, работа со стволовыми клетками и тем, как их использовать при лечении болезни Альцгеймера, например (некоторые заболевания характеризуются быстрым вымиранием нерных клеток, а стволовые клетки — это недифференцированные клетки, их дифференциацию предугадать сложно, но пытаются). В отличие от медиков, освещают не столько медицину, сколько клетки, их функции, использование и т.д. На биофаке же есть кафедры, посвященные нейробиологии, тоже любопытненько.
  • Неврология — ваш спектр деятельности будет включать соматические и вегетативные расстройства, нарушения в канатиках мозга и передаче нервных импульсов, всякие там апраксии, афазии и т.д. Например, человек слышит и воспринимает инфу, но ее не понимает — она просто до коры не доходит, где могла бы обработаться.
  • Нейрохирургия — ну это вообще высший класс, но если нравится — дерзайте.
  • Психолог-педагог — не понимаю, кто это, если честно, сталкиваться не приходилось.
  • Психология служебной деятельности
  • Психология девиантного поведения — работа с детьми из неблагополучных семей, детских колоний, стоящих на учете и т.д…

Кем можно работать и что можно делать после выхода с психфака? 

Зависит от направления, и какие кафедры внутри него. Могу говорить конкретно про клиническую психологию: 

  • Вы можете заниматься психологией спорта, кризисных ситуаций, детьми, развитием детей, криминальной и судебной психологией.
  • Кто-то может решать вопросы повышения качества психологического обслуживания в здравоохранении, помогать медикам: например, мы обсуждаем, какой должна быть система, чтобы к ней обращались, как создавать среду, благоприятную для стигматизируемых сообществ (больных СПИДом, например - это настолько интимная тема, настолько запретная, что человек, не чувствуя поддержки, просто не пойдет в больницу, не понимая, что как раз без медикаментов он и будет опасен для людей). Также мы можем быть узкоспециализированными и заниматься конкретно профессиональным выгоранием у медиков - т.к. это профессия, требующая эмоциональной отдачи, мы не можем упускать из внимания здоровье и самого врача. Это — кафедра здоровья
  • Мы можем работать в коррекционных центрах и помогать детям, туда обычных психологов без магистратуры не пустят. В то же время, мы не совсем лечим их: люди с неврологическими и логопедическими нарушениями так или иначе нуждаются в ведении психолога и грамотном подходе, и уже не оспаривается связь внимания к ребенку и его успешность в жизни/физиологическое здоровье.
  • Мы можем работать на телефоне Доверия, довольно интересное занятие.
  • Мы можем работать в направлениях семейной и индивидуальной терапии, быть детскими психологами, но это можно освоить и на бакалавриате. Просто у нас немного глубже это все рассматривается, и для меня это самое главное - у нас, так же как и у врачей, стараются сформировать так называемое клиническое мышление - не зная даже конкретного названия или ситуации, по нескольким отдельным признакам найти принципиально новое решение.
  • Мы можем пойти в психосоматику - например, у человека такие внутренние переживания, что они проявляются на уровне тела, и когда он приходит к врачу, то не находит ни одной причины для своей болезни, будь то сыпь, увеличение щитовидной железы, плохое зрение или отнявшаяся рука.
  • Мы можем быть судебными психологами, они решают по поведению виновного, виновен ли он, работают с тяжелыми случаями, когда человек говорит, что не убивал, но по его речи можно узнать даже то, как и когда он это сделал. Но это, конечно, мастерство, на выходе из университета этого вам не обещаю.
  • Мы можем работать с детьми с девиантным поведением: это сложные дети, где нужно много, много, очень много любви, чтобы смотреть на маленького преступника и видеть в нем просто очень сильно обиженного на жизнь ребенка, и через это направлять его к исправлению.
  • Можем работать с онкобольными, это относится к психологии стрессов и кризисных ситуаций - нас совсем по-другому готовят, совсем иначе надо говорить с больными и с их родственниками.
  • В продолжение здоровью - мы можем работать с людьми, попавшими в сложные ситуации, например, когда случилась авиакатастрофа, в Пулково приехали как раз клинические психологи+онкоцентры, реанимации, МЧС.
  • Наконец, никто не запрещает идти в коучинг, арт- и другие виды творческой терапии - при этом у вас будет мощная база знаний и умений. Арт-терапию проводят даже в онкоцентрах, но у нас это пока что плохо развито. Вы также можете быть талантливыми нейромаркетологами и так далее, но это требует отдельного подхода. Мы все-таки больше по медицине. Можем делать какие-то новые проекты для повышения интереса к чему-либо, например, к теме СПИДа или решению проблем психологического обеспечения детей в дет.домах, программы по введению новых предметов в школы (это немного к педагогике, но не совсем).

Какие ВУЗы лучше всего выбирать?

Если хотите учиться именно психологии, то лучше государственные, НЕ медицинские. Там обычно этому направлению очень мало внимания уделяют+мало кадров, годных для реально глубокого изучения+больше медицинских предметов и нагрузки в этом плане.

Если медицина — то мед, ну это однозначно, с биофаком тоже вроде все ясно.