Найти в Дзене
Сеятель

Аргентинский песо: от паритета с долларом США до "оленей", "зайчиков" и прочего зверья

Аргентина выделяется среди всех латиноамериканских государств. Не зря в футбольном мире существует кричалка:

América Latina, menos Argentina

Это ответ на самопозиционирование Аргентины, как особенной, более европейской страной.

И не зря. В свое время, в конце 19 - начале 20 веков Аргентина была одной из богатейших стран мира, ее ВВП на душу населения в лучшие годы составлял 80% от США. Хотя эти времена давно позади, Аргентина и сейчас делит с Мексикой 2-3 место среди латиноамериканских стран по такому показателю, как ВВП на душу населения по паритету покупательной способности

Но при таком уровне развития аргентинскую валюту постоянно лихорадит. Хотя каких-то 30 лет назад казалось, что аргентинский песо наконец-то приобрел устойчивость. Окинем взглядом эти время, когда аргентинский песо прошел путь от устойчивой валюты, привязанной к доллару США, до полуфантика со зверьем на банкнотах, которое в наших широтах ассоциируется с вечно падающим белорусским "зайчиком" из 90-х.

После гиперинфляции конца 80-х власти Аргентины решили заменить обесценившийся аустраль на аргентинский песо. Старые аргентинские аустрали (ARA) обменивались на новые аргентинские песо (ARS) по курсу 10 000 : 1. При этом аргентинский песо привязывался в доллару США в соотношении 1:1. Привязка происходила путем принятая закона, в котором указывалось, что вся денежная база аргентинских песо должна быть обеспечена активами в долларах США, так называемый currency board. Идеологом и проводником монетарной реформы был Доминго Кавальо, доктор экономических наук Гарвардского университета.

Визуально такая конвертация обозначалась надписью на банкноте "CONVERTIBLE DE CURSO LEGAL". На банкнотах первой серии ее нанесли под номиналам на лицевой стороне:

100 песо первой серии
100 песо первой серии

Новые песо ввели с 01.01.1992 года. 100 песо тогда были банкнотой самого большого номинала и равнялись 100 долларам США. На лицевой стороне банкноты был изображен Хулио Аргентино Рока, президент конца 19-начала 20 века, в каком-то смысле "золотой период Аргентины".

После привязки песо к доллару в стране резко снизилась инфляция, правительство проводило масштабную приватизацию, начался приток капитала, как производственного так и спекулятивного. Экономический рост ускорился и продолжался высокими темпами практически до конца 90-х, с небольшим перерывом на 1995 год, как последствия мексиканского долгового кризиса. В отличии от мексиканского песо, аргентинский песо устоял, и тогда многие хвалили Аргентину за "правильную монетарную политику в виде жесткой привязки в доллару США". Процветание и хвала длились не долго, сперва грянул азиатский кризис 1997 года, снижение цен на сырьевые товары продукцию сельского хозяйства, потом российский дефолт и девальвация 1998 года, масштабное бегство капитала с развивающихся рынков и вот уже Аргентина во второй половине 1998 года вползает в рецессию. Стартовал период Великой Аргентинской депрессии 1998-2002.

В 1999 году банк Аргентины выпускает банкноты второй серии. Они также обмениваются на доллары США по курсу 1:1, на них также есть надпись "CONVERTIBLE DE CURSO LEGAL" , только теперь она вертикальная. Сейчас банкноты с такой надписью очень редки, износились. Но мне одна такая попалась при обмене:

100 песо второй серии, конвертируемые по курсу 1:1
100 песо второй серии, конвертируемые по курсу 1:1

Бегство капитала, завышенный курс песо вымывали деньги из экономики, душили ее, развилась самовозпроизводящаяся спираль: снижение экономики- снижение налогов - рост долга - рост расходов на облуживание долга- снижение экономики. Мучение аргентинцев длилось 4 года. Они даже опять пригласили на министерский пост Доминго Кавальо, архитектора привязки песо к доллару США. Но чуда не произошло. Кстати, этого Кавальо после августа 1998 года некоторые российского младореформаторы привозили и в Россию

-4
Но славу Богу этот план не был принят
Но славу Богу этот план не был принят

Последнее руководство Кавальо в Аргентине, длившееся с марта 2001 по декабрь 2001, закончилось окончательным крахом: набегом вкладчиков на банки, заморозкой вкладов, беспорядками на улице, гибелью демонстрантов, девальвацией песо, дефолтом по внешним долгам, отставкой президентов, некоторые из которых занимали пост около недели и арестом самого Кавальо.

В Аргентине началась новая эпоха, эпоха Киршнеров.

После отмены обеспечения песо долларом США на банкнотах исчезла и надпись "CONVERTIBLE DE CURSO LEGAL"

100 песо второй серии, без обязательств по конвертации
100 песо второй серии, без обязательств по конвертации

После отмены привязки песо к доллару США он упал в 4 раза, примерно как рубль в 1998, а дальше произошло чудо. Гиперинфляции, как в 80-е, не случилось, экономика начала расти и песо даже укреплялся до 3 за доллар США.

Начало 21 века развитие Аргентины под руководством Нестора Киршнера и при плавающем песо проходило даже быстрее, чем в 90-е при жесткой привязке к доллару США. Уровень 1998 страна достигла уже в 2004, а к 2008, началу мирового финансового кризиса, на 47% превосходила его.

И здесь начались неудачи:

  • Сперва заболевает Нестор Киршнер и в 2007 году не выставляет свою кандидатуру на пост Президента (в 2010 он скончается от рака). Вместо него Президентом и в качестве преемника избирается его жена Кристина Киршнер.
  • Потом в 2008 году происходит финансовый кризис, обрушивший всю мировую экономику.
  • У Аргентины остается застарелая проблема с урегулированием внешнего долга в иностранной валюте. В 2005 году 75% кредиторов принимают условия реструктуризации, заключавшихся в списании 70% долга. Но фонды под руководством Пола Сингера, скупив на рынке за 10% от номинала часть облигаций, отказались от реструктуризации и подали на Аргентину в суд. Ситуация для Аргентины усугублялась тем, что эти облигации были выпущены в США по местному праву. Естественно суд встал на строну американских фондов. Мало того, суд запретил переводить платежи по процентам тем 75% держателей, которые реструктурировали облигации.

Обращения Международный суд ООН ничем не помогают.

В ответ в Аргентина начинается раскручиваться "антиимпериалистическая компания". Страна начинает все больше отдаляться от мировых финансовых центров. Аргентина вспоминает своих героев прошлого. На этой волне власти решают разместить на купюре номиналом 100 песо Эвиту Перон.

100 песо третьей серии
100 песо третьей серии

Харизматичная жена президента Аргентины конца 40-х начала 50-х Хуана Перона, Эвита всегда была любимицей простого народа и олицетворяла левое направление в перонизме. В каком-то смысле Кристина Киршнер сама ассоциировала себя с Эвитой. Во время избрания Хуана Перона на второй срок в 1951 году народ требовал, чтобы Эвита шла на выборы, как вице-президент, но под давлением армии и церкви она отказалась. И вот через 50 лет Кристина Киршнер избирается президентом Аргентины после своего мужа.

Последние годы правления Кристины Киршнер удачными не назовешь, разбирательства с кредиторами, конфликт с мировой финансовой элитой, обвинения в манипуляции статистикой по инфляции в целях занижения выплат по облигациям, привязанным к инфляции, ограничения на покупку валюты. Последнее привело к возникновению нескольких курсов валют, официального и уличного. Курс песо скатился с 4 при Несторе Киршнере до 6, 7, 8.. И это официальный. Уличный был на 50% ниже.

В этих условиях президентские выборы 2015 года выигрывает правый мэр Буэнос Айреса Маурисио Марки. Его решения:

  • выплатить Полу Сингеру по суду 100% долга , который оный приобрел за 10%, в сумме где-то 4 млрд долларов США, чем разблокировал доступ в деньгам Уолл-стрита. Деньги для этого естественно были взяты в долг
  • ликвидировать несколько курсов песо
  • снизить экспортные пошлины на сельхозпродукцию, в частности на сою.
  • взять у МВФ деньги на покрытие дефицита бюджета.

Курс песо в таких условиях снизился с 10 (официальный на 2015) до 45.

Эвита на банкнотах при Макри была неуместна. Ибо он представлял те силы Аргентины, которые ненавидили перонизм вообще и Эвиту в частности. В итоге приняли решение выпустить новые банкноты со зверями.

100 песо четвертой серии
100 песо четвертой серии

Но зайчики и олени до добра не доводят. Никакого экономического чуда, как при Несторе Киршнере у Макри не произошло. Иностранные инвесторы, на которых так надеялся Макри, выплачивая отступное Полу Сингеру, не пришли в Аргентину. Песо продолжал падение, долги росли и в итоге Макри проиграл очередные президентские выборы 27 октября 2019 года.

На момент выборов курс местной валюты упал до 65 аргентинских песо за доллар США.

Каким будет курс нового президента Аргентины Альберто Фернандеса? Что появится на новых купюрах аргентинского песо?

Об этом мы узнаем в ближайшее время.

Надеюсь, что Аргентина прервет замкнутый круг девальваций и дефолтов, выйдя на устойчивое развитие.