Картина Эдуарда Мане, хранящаяся сейчас в Галерее Хью Лейна в Дублине (Ирландия), предлагает перенестись нам в Париж середины 19 века.
Картина написана Эдуардом Мане в возрасте тридцати лет. Он еще молодой художник, желающий покорить Париж. Его мечта - выставить свои работы в Парижском салоне. Но работы его отвергаются жюри одна за другой. Не была принята и картина "Музыка в Тюильри". А ведь Мане возлагал на нее большие надежды.
На картине художник изобразил большую толпу народа, пришедшую на концерт в сад Тюильри, излюбленное место для прогулок парижан в центре города, недалеко от Лувра. Любил там гулять и сам Эдуард Мане.
Это была смелая картина для середины 19 века. Новаторство этой работы заключается прежде всего в том, что она лишена какого бы то ни было сюжета. Художник просто изобразил момент жизни, запечатлел мгновение. Толпа парижан просто собралась на еженедельный концерт в сад.
Интересно, что на время происходящего события однозначно указывают металлические кресла, которыми заменили прежние деревянные именно в 1862 году.
Картина имеет большое историческое значение. Ведь на ней Мане изобразил не просто безымянную толпу, безликих посетителей сада, а людей, которых он знал лично. Тех, кто сейчас считаются лучшими представителями парижского общества.
Не забыл он и себя. Стоит он с краю у левой части полотна. Он и создатель, и зритель, и участник происходящего.
Мужчина в монокле рядом с ним — художник и гравер, граф Альбер де Баллеруа, с которым у Эдуарда Мане были теплые дружеские отношения.
Правее их, в кресле расположился Захария Аструк, художник, журналист, скульптор, композитор и поэт. Аструк был одним из первых и наиболее последовательных поклонников творчества Мане, и созданию знаковой картины "Олимпия" посвятил своё стихотворение.
Мужчина в белых брюках, стоящий вполоборота к зрителю на переднем плане, чуть правее центра — брат художника Эжен Мане, муж известной художницы Берты Моризо.
Сразу за ним, на фоне дерева, сидит Жак Оффенбах — мужчина в очках и с густыми усами. Французский композитор, театральный дирижёр и виолончелист, основоположник и наиболее яркий представитель французской оперетты.
Изобразил Эдуард Мане и близких своих друзей.
С пышной бородой, в шляпе - Теофиль Готье, прозаик и поэт романтической школы. Левее его - поэт Шарль Бодлер. Левее его, смтрит прямо на зрителя - художник Анри Фантен-Латур.
При желании можно узнать и других персонажей, некоторых из которых Эдуард Мане изобразил чуть ли не с реалистической точностью, других - лишь свободными мазками.
Известно, что герои картины не позировали художнику. Практически всех Мане рисовал с фотоснимков, тем самым открывая эру копирования с них.