По данным Statista, рынок электронной торговли в России в 2019 году составит $19 млрд., что в сравнении с цифровой средой других стран указывает на еще недостаточное проникновение в онлайн.
При этом количество заказов в России выросло более чем в двое – с 1,78 заказов на человека в 2015 году до 4,02 заказов в 2018 году, что говорит о возможном потенциале роста.
На быстрорастущем российском рынке появляются новые иностранные конкуренты (в 2018 году на рынок зашли 17 международных брендов), но процент роста в 1.5 раза меньше чем в 2017 году. Следовательно, рост рынка больше обусловлен усилением позиций нынешних игроков, открывая новые торговые точки и увеличивая онлайн-присутствие.
Если же взглянуть комплексно на происходящее в области ритейла, то, казалось бы, все уходит в онлайн. В 2018 году главными цифровыми трендами в российском ритейле были интеллектуальный маркетинг, цифровизация операций и список must-win battles, в который вошли цифровизация цепей поставок, автоматизированный поиск локаций и развитие омниканальности. Измениться ли что в 2020-м?
Намечается интересный тренд, под названием O2O-коммерция (online to offline) - интернет-ритейлеры открывают офлайн-магазины. Так как клиенты нынче закупаются не только с различных устройств, но и хотят «пощупать» товар, происходит так называемый ROPO-эффект (Research Online – Pay Offline, с англ. ищи онлайн - покупай офлайн).
Кроме того, традиционный ритейл все чаще расширяется, открывая не только физические точки присутствия, но и онлайн-магазины. Это связано в том числе и с тем, что закон о торговле в России запрещает сетям занимать более 25% долю на рынке, но положения закона не распространяются на интернет-магазины. Соответственно интернет-торговля – это выход для торговых сетей и возможность наращивать продажи в тех регионах, где открытие торговых точек уже невозможно.
Внедрение ИТ: быть или не быть?
На сегодняшний день успешная компания-ритейлер не может обойтись без расширения или модернизации ИТ-инфраструктуры для развития своих сервисов. Для обеспечения безупречной интеграции э-коммерции и офлайн-продаж все должно работать на высочайшем уровне и в полной синхронизации, без перебоев.
Интеграция с различными площадками и интернет-магазинами и превращение в маркетплейсы требует от ритейла полной ИТ-готовности, так как необходимо поддерживать все каналы продаж одновременно.
Итак, какие ИТ-вызовы стоят на пути современного ритейла?
- Увеличение ИТ-инфраструктуры. Увеличение торговых точек влечет за собой потребность в росте ИТ-ресурсов – количество данных увеличивается, следовательно, их надо где-то хранить и обрабатывать, что означает покупку или аренду дополнительных серверов, налаживание высокоскоростной сети с резервированной пропускной способностью для стабильной и быстрой передачи данных, подключение новых рабочих станций, пользователей и т.д.
- Масштабируемость ИТ-платформы. В случае быстрого запуска новых подразделений, появляется необходимость в оперативно масштабируемой платформе или же в провайдере ИТ-услуг, способном обеспечить необходимое оборудование в кратчайшие сроки, т.е. по факту должны быть свободные резервы – стойки, серверы, сетевое оборудование и т.п. Как правило ритейл выбирает облачные решения, так как виртуализация позволяет быстро распределить ресурсы.
- Балансировка пиковых нагрузок. Всем известно, что в сезон распродаж, таких как черная пятница, кибер-понедельник и наступающих новогодних праздников нагрузки увеличиваются не только у онлайн-подразделений, но и физических точек присутствий, т.е. программное обеспечение, рабочие станции, кассы, терминалы, все ИТ-системы и инфраструктура должна справляться. Для нетипично высоких нагрузок необходима балансировка нагрузок, которую можно обеспечить за счет кластеризации серверов, мгновенно распределив нагрузку между несколькими серверами в кластере.
- Повышение ИТ-безопасности. Стремительный рост пользователей и самой ИТ-инфраструктуры влечет за собой и определенные риски – конкуренты или другие злоумышленники могут постараться с кибератакой на вашу сеть. Защита от DDoS-атак, брандмауэр, антивирус, план аварийного восстановления, резервная инфраструктура на площадке другого дата-центра – все те инструменты для защиты данных, которые помогут. Хотя один из самых недооцененных рисков является внутренним - человеческий фактор. Зачастую невинная ошибка или даже недобросовестные действия сотрудника могут привести к крупным потерям, например, вынос и продажа данных конкурентам. Безусловно безопасность должна быть на высочайшем уровне, но стоит регулярно проводить проверки и контроль надежности информации и предпринимать превентивные меры по ограничению доступа к данным по мере необходимости, выполняя рабочие обязанности.
Автоматизация - от технологичности к потребительскому опыту
Современному ритейлу важно создать свой бизнес более дружественным покупателю, поэтому все ИТ-новинки и передовые решения в отрасли воспринимаются легко и быстро адаптируются под существующую базу ИТ-решений. Это также обусловлено тем, что рост продаж, конкуренции, консолидация и укрепление торговых сетей требует получать полную информацию о продвижении дел здесь и сейчас, поэтому автоматизация идет в ногу с ритейлом.
Что автоматизируют в ритейле и э-коммерции?
- Использование более функциональных фискальных устройств (POS-терминалов), чтобы сократить время обслуживания клиентов.
- Создание однотипного контента на базе искусственного интеллекта, например, карточек товара, тем самым упрощая повседневные задачи сотрудников.
- Электронный документооборот, который используется с целью уменьшения затрат, обеспечения эффективности и прозрачности бизнеса.
- Проверка товаров и цен при помощи роботов, тем самым выполняя работу во всех торговых точках в разы быстрее и высвобождая время сотрудников на другие задачи. Также ритейлеры (например, магазины «Пятерочка») активно используют электронные ценники, позволяющие легко менять цены, синхронизируя их с базой данных.
- Товародвижение – прием, сортировка, хранение и погрузка товара, мониторинг резервов и управление закупками, что требует внедрения систем управления складом или ERP-систем, а также систем для мониторинга склада. Также маршрутизацию грузов, управление цепочкой поставки и оптимизацию процессов на базе программного обеспечения.
- Терминалы самообслуживания - магазины, в которых нет продавцов, но есть тележки со сканерами штрих-кодов товара или мобильное приложение, тем самым товар сразу попадает в виртуальную корзину и при выходе необходимо лишь оплатить.
- Анализ потока клиентов - посещение, его длительность, локации, покупки, а также синхронизация с активностью в интернете позволяет выстраивать рекомендации по размещению товара, проведению акций и адаптации рекламы под клиента, а также прогнозировать спрос. Для эффективного анализа такого рода данных необходимы комплексные решения business intelligence (BI).
Упростить интеграцию автоматизированных решений могут помочь такие ИТ-инструменты, как:
- Использование арендованного программного обеспечения по принципу SaaS (Software as a Service), производя плату только за период их использования.
- Мощные ИТ-ресурсы в дата-центре, которые предоставят надежную среду для непрерывной работы с программами, используя удаленный доступ.
- Решения для аналитики Big Data, которые позволяют оценить пропускную способность точек продаж и улучшать взаимодействие с клиентом.
- Консоль управления SCCM, обеспечивающая прозрачность и повышающая производительность ИТ с помощью упрощенной установки программного обеспечения большому количеству рабочих станций, обновлений оборудования и в целом администрирования и мониторинга. Подходит для средних и крупных предприятий.
- Круглосуточный полный контроль над оборудованием, мониторинг ИТ-оборудования и ИТ-систем – своевременное выявление возможных инцидентов можно доверить в аутсорсинг, опытным специалистам дата-центра.
- Системные коммуникации на основе решений IP-телефонии и Office 365 для быстрой передачи информации между розничными филиалами или крупной сетью. Благодаря облачным технологиям, связь с сотрудниками можно поддерживать из любой точки мира.
А что если произойдет сбой?
Ритейлеру не стоит дожидаться возникновения инцидентов, а в первую очередь необходимо позаботится о защите таких данных как:
- конфиденциальные данные компании,
- критические ИТ-системы, приложения и базы данных,
- данные кредитных карт клиентов,
- персональные данные.
Как это сделать?
- Использовать резервные локации дата-центра, географически близко расположенные.
- Диверсифицировать риски, располагая данные в различных юрисдикциях (странах).
- Создать план аварийного восстановления.
- Ввести внутренние процедуры безопасности и ограничения доступа сотрудникам.
- Хранить данные в дата-центрах с высокими стандартами качества и защитой информации (ISO сертификации, PCI DSS и прочие).
Послесловие
Под влиянием высокой конкуренции, растущих потребностей покупателей и новейших технологий, в российском ритейле стали размываются границы традиционной торговли, и сама отрасль сейчас переживает активную цифровую трансформацию. Но не все готовы инвестировать в новые технологии, и то, что можно сделать сейчас – измерить эффективность уже внедренных технологий и рассмотреть возможность интегрировать более современные ИТ-решения в существующие системы. Чтобы не быть в проигрыше конкурентам, при выборе ИТ-поставщика, ставьте фокус на индивидуальные решения, подобранные под нужны вашего бизнеса, которые решают 3 важных вопроса: как сократить расходы на ИТ, повысить выручку и улучшить качество обслуживания клиентов.