Возможно, ни одна сфера технологических инноваций не вызвала больше инвестиций, волнений и беспокойства, чем мобильность, где робототехника и искусственный интеллект могли бы оказать особенно глубокое воздействие на жизнь и работу людей.
Автономные транспортные средства (АТС), будь то легковые, грузовые автомобили, грузовые автомобили или автобусы, в основном являются промышленными роботами с поддержкой технологий на колесах, работающими на высоких скоростях в среде человека. Они сочетают в себе промышленное наследие Детройта и тысячелетний оптимизм и разрушение Силиконовой долины.
АТС также демонстрируют проблемы роботизированных систем, включая неопределенности, связанные с их последствиями для рабочей силы. Водители грузовиков, водители автобусов, водители такси, автомеханики и страховые инспекторы - вот лишь некоторые из тех работников, которые, как ожидается, будут перемещены или дополнены.
В ближайшие десятилетия появится больше легковых и грузовых автомобилей с определенной степенью автономии. Поскольку в настоящее время в Соединенных Штатах работают более трех миллионов водителей коммерческих автомобилей, быстрое появление АТС будет иметь крайне разрушительные последствия для работников. Более медленный переход значительно облегчит последствия для работников, что позволит нынешним водителям выйти на пенсию, а молодым работникам - занять вновь созданные должности.
Планирование последствий внедрения АТС требует обоснованных предположений о характере и сроках перехода. Однако быстрый и полный переход к автономии транспортных средств представляется крайне маловероятным.
Разработчики аудио-видео отступили от своих агрессивных амбиций по развертыванию беспилотных автомобилей и грузовиков. Некоторые из них теперь сосредоточатся на производстве автомобилей, которые дополняют, а не заменяют водителей. Другие продлевают свои сроки или ограничивают автономию фиксированными маршрутами. Изменчивость и сложность реальных дорожных условий требует таких уровней адаптируемости, которые еще не освоены современными технологиями.
Недавние трагедии и скандалы вокруг Boeing 737 MAX, а также аварии, связанные с аудиовизуальными испытаниями на дорогах общего пользования, усилили общественную и нормативную неопределенность в отношении программных систем в критических жизненных ситуациях.
Автоматизация, которая дополняет, а не полностью заменяет человеческие движущие силы, позволит быстрее преодолеть эти барьеры, о чем свидетельствуют многочисленные компьютеризированные системы, уже встроенные в современные автомобили.
Быстрый и полный переход к автономии транспортного средства представляется крайне маловероятным. Автоматизация, которая дополняет, а не полностью заменяет человеческие факторы, позволит быстрее преодолеть эти барьеры.
Системы искусственного интеллекта потенциально позволяют водителям брать на себя дополнительные задачи, ездить более безопасно и предоставлять более широкий спектр услуг, чем это возможно в настоящее время. Такие улучшения будут происходить в новых ландшафтах, которые, вероятно, будут характеризоваться большим скоплением людей, увеличением совместного использования транспорта, новым городским транспортом и растущей электрификацией (и даже, возможно, воздушными такси).
Какие пути выбирают различные компании, будут реагировать на целый ряд факторов: технологические возможности, затраты, предпочтения потребителей, регулирование и рыночный потенциал. Последствия для рабочих мест и навыков касаются не только вождения, но и производства и технического обслуживания транспортных средств, дорожной инфраструктуры и даже безопасности данных.
Уже появляются новые профессии: AV-компании, нанимая разработчиков программного обеспечения, также ищут "водителей безопасности" и "техников полевой автономии". Конечно, маловероятно, что эти работники будут наниматься главным образом из числа бывших дальнобойщиков. Как и везде, проблемы рынка труда, связанные с автоматизацией, связаны не с чистым сокращением занятости, а с перерывами в существующих рабочих местах и карьерном росте.
Автономная мобильность - форма автоматизации и искусственного интеллекта, на которую приходится львиная доля государственного внимания, частных инвестиций и инженерных разработок - является ведущим вариантом использования искусственного интеллекта и роботизированных систем в целом.