Найти тему

Домашний труд детей.

pinterest.com/pin/78179743510667672/
pinterest.com/pin/78179743510667672/

Роль семьи в трудовом воспитании особенная. В семье дети воспринимают первые примеры отношения к труду. Здесь начинают складываться первые трудовые привычки. Огромное значение в начале трудовой деятельности ребенка имеет личный пример родителей, ибо дети с ранних лет начинают подражать трудовой деятельности матери и отца.

Наслаждением для ребенка является возможность самому взять инструмент взрослого, и, приведя его в действие, попробовать свои силы. В большинстве случаев мы любуемся этим. Но заметив, что у наших юных помощников не получается полноценного результата, мы, взрослые, нередко не только отбираем инструмент у ребенка, но и запрещаем им работать, не позволяем пользоваться вещами взрослых, даже касаться их.

Следует ли противодействовать детскому стремлению к труду?

Нет. Надо видеть в нем рост молодых сил и первые попытки участия в созидательной деятельности родителей. Отнимая у детей инструменты взрослого, и не давая ничего взамен, мы тем самым тормозим развитие ребенка, содействуем возникновению противоречия между тем, что должно быть при разумном руководстве ребенком и практикой семейного воспитания.

Как же быть?

Желательно ввести в жизнь семьи общее правило сотрудничества детей и взрослых. Совместная работа родителей и детей — главная форма руководства детским трудом в семье. Целесообразно показать самым младшим детям на личном примере, как подойти к делу, как лучше выполнить его, как преодолевать неизбежные препятствия. Самое важное — показать, как вложить свои силы в общий труд, как помогать друг другу в работе.

Дети внесут в выполнение своих обязанностей свое, детское отношение к труду. Выполняя какое-нибудь поручение, они будут спрашивать, почему его нужно сделать так. Они будут интересоваться и материалом, и инструментом, и результатами труда, будут задавать кажущиеся неожиданными вопросы. Это любознательное отношение к жизни составляет собою особое очарование детского труда. Желательно поощрять детские интересы, отвечая на вопросы, рассказывая детям, как что делается. Тогда участие детей в труде приобретает более глубокий смысл, ибо его образовательное значение увеличивается, так как в трудовых процессах развивается кругозор детей.

В этой статье мы остановимся на обязанностях детей, вытекающих из потребностей семейного хозяйства. Домашний труд — часть общего жизненного труда каждого из нас. С участия детей в домашней работе часто начинается их обучение труду, и потому в любых условиях оно представляет собою ответственный шаг. Самообслуживание, помощь матери и другим членам семьи, помощь друзьям и соседям, основы домоводства — вот те виды труда, которые мы рассмотрим.

Мать и отец, воспитывая детей, не хотят чтобы они выросли белоручками, и потому, чем раньше мы построим жизнь в семье таким образом, чтобы дети принимали активное участие в трудовых усилиях, требуемых хозяйством семьи, тем радостней будет жизнь и детей и взрослых, тем плодотворнее будут годы совместной жизни, тем большее влияние на нравственный облик ребенка окажет семья.

Физический труд, требующийся для выполнения домашних обязанностей, не тяжел. Но он требует умения и выполнения его в строго определенные сроки. Есть работы которые должны быть выполнены как можно раньше, утром. Есть обязанности, которые должны быть выполнены вечером, перед тем, как ложиться спать. Иногда эти домашние дела кажутся бесчисленными, - так их много, и все-таки их надо выполнить. Ритм домашнего хозяйства должен быть подобен ходу исправных часов. Дети научатся следовать режиму, выполнять нужное вовремя. В этом — большая воспитательная сила. Если этого нет, труд превращается в надоедливое дело, которым дети тяготятся, и от которого они будут стараться отделаться.

Широта навыков, необходимых в домашнем труде, почти необозрима. Поэтому, ставя перед собой задачу вовлечения детей в бытовой труд, мы даем детям возможность освоить многие виды труда в их самой первоначальной, требующейся в домашних условиях, форме. Это важно, так как все те умения обращаться с материалом и инструментом, какие дети получат в домашнем труде, они перенесут впоследствии в любое дело, каким им придется заняться.

Нельзя рассчитывать, что семья подготовит к определенной профессии. Но значение семьи в том, что первые трудовые впечатления останутся на всю жизнь, что дети применят в любой профессии то, что они получили в семье. Честь и слава семье, сумевшей развить у подростка стремление к благородному общественному труду на пользу трудящихся, готовность внести смекалку в свой труд, желание учиться в труде, и выполнять порученное дело как можно лучше. Уже в домашнем труде надо выводить детей за пределы интересов близких и родных им людей. Надо подумать над тем, как и чем дети будут помогать не только своей семье, но и окружающим их людям.

Надо поддерживать порядок и чистоту в тех местах, которыми пользуются все живущие совместно, - в кухне, на лестнице, на крыльце, на дворе.  Следовательно, задача заключается в том, чтобы и перед детьми правильно поставить вопрос об обязанностях каждого члена семьи. Это относится не только к вопросам поддержания чистоты и порядка, но и к более сложным вопросам культуры и быта.
Выясним на примерах практический подход к вопросам домашнего трудового воспитания.

Уход за одеждой.

Очень полезно и просто начать приучение детей к домашнему труду с ухода за одеждой. Каждый из нас обязан научиться бережно обращаться со своей одеждой, почистить и починить ее во-время, не затрудняя других, не перекладывая тяжести работы на плечи матери. Перед сном ребенок, должен убирать свою одежду по местам. Конечно, мать при этом покажет, как лучше сложить рубашечку, как развесить платье и похвалит ребенка за готовность следовать указаниям и за быстроту, с какой они выполнены. На следующий день, если что-нибудь из одежды будет брошено кое-как, следует потребовать, чтобы все части одежды были расположены в полном порядке.

Дети семилетнего примерно возраста должны приучиться каждый вечер тщательно чистить ботинки и верхнюю одежду. Такая, казалось бы, простая вещь значительно сохраняет обувь и одежду, и это следует внушить детям. Мы рекомендуем несколько дней подряд проследить за уборкой ребенком своего костюма и не отступать от поставленных требований. Мы знаем, что все это вполне по силам даже детям дошкольного возраста и уже несомненно — более старшим. Спустя некоторое время ребенок будет сам с удовольствием раскладывать свои вещи на ночь так, как показала ему мать.

pinterest.com/pin/547820742144686179/
pinterest.com/pin/547820742144686179/

Естественным продолжением этого требования является утренняя уборка постели. К шести годам, а тем более, к моменту поступления в школу, желательно научить детей стелить простыни, расправлять одеяло, правильно укладывать подушку. В первые дни у маленьких детей это займет несколько минут. Но требующаяся здесь сноровка приобретается быстро, - и в короткое время можно воспитать привычку убирать постель в 3- 4 минуты.

Починка белья и одежды.

Очень желательно ввести в семье такой порядок, чтобы один раз в неделю дети, под руководством матери, собирались для починки белья, одежды, штопки носков т. д. В первое же занятие 6- 8-летние сумеют пришить несколько пуговиц, или зашить незначительно порванное белье, или наложить небольшую заплату, например, на разорванную наволочку. В следующие же вечера ребенок может пришить крючок к блузке или петельку к полотенцу, вышить метку на платке или сорочке, подрубить носовые платки, заштопать небольшую дырку на чулке. Каждое из этих заданий не трудно даже для маленьких детей. Искусству самостоятельной починки одежды (в необходимых пределах) должны учиться не только девочки, но и мальчики - и чем раньше, тем лучше. Занятие для дошкольников не может продолжаться больше 15- 20 минут. Учащиеся начальной школы без значительного напряжения будут работать 30- 40 минут, а более старшие, 10- 12-летние дети смогут заниматься починкой и дольше - 50 минут - 1 час.

Можно заметить, что дети будут гордиться результатами своего труда. Они будут показывать взрослым сделанное и спрашивать, хорошо ли выполнили работу. Часто бывает так, что ребенок не хочет уходить из комнаты, где так хорошо и дружно работают дети и взрослые. Однако начинать и кончать починку белья нужно в определенное время.