Тенденция по расширению производства в разные части мира лишает автомобили индивидуальности.
Интересное совпадение. В последние несколько лет две компании в двух отдельных отраслях представили автомобили под названием A220. Mercedes-Benz представил новый маленький седан А-класса. Другой A220 - небольшой авиалайнер от Airbus, который занимает место ниже основного A320, но в тоже время он больше чем большинство существующих межрегиональных самолетов. Однако иногда совпадения могут выявить занимательные сходства.
Однако, эти A220-е технически не Airbus, и не Mercedes. По крайней мере, не до конца.
До сих пор все самолеты A220 строились канадской компанией Bombardier на своем заводе в Мирабеле, Квебек. И не удивительно, потому что Bombardier разработал и запланировал его производить. Фактически, оригинальное название Airbus A220 было Bombardier CSeries.
Как и многие коммерческие самолеты, CSeries был разработан политически. То есть, компоненты были поставлены со всего мира, поэтому поставщики почувствовали вкус прибыли на каждом потенциальном рынке. Например, крылья прибывают из Северной Ирландии, большая часть фюзеляжа построена в Китае, а двигатели получены из Pratt & Whitney, Соединенные Штаты. Bombardier потратил более 6 миллиардов долларов на разработку самолета. Компания была близка к банкротству.
После более чем десяти лет задержек и технических сбоев появились сообщения о том, что CSeries был превосходным самолетом. Экономичный, удобный и даже симпатичный, он является надежной заменой для самолетов малых дистанций, в классе на 100 мест. Например, таких как устаревший, давно снятый с производства Boeing 717. Он также увеличился в размерах, что позволяет Bombardier покушаться на устоявшиеся модели на рынке, такие как Boeing 737 и Airbus A320. Чтобы получить долю на рынке, Bombardier был готов продать много этих CSeries за дешево. Компания была готова отдавать из задаром, лишь бы получить долю на рынке.
Delta Airlines, крупнейший оператор 717, был лучшим клиентом для старта. Поэтому Bombardier предложил продать им A220 с огромной скидкой. Цена которая была по прейскуранту около $71,8 млн. за штуку, стала доступнее и варьировалась от $ 24,6 до $ 28,7 млн. По слухам, это меньше, чем себестоимость производства в $33,2 миллиона долларов. «Дельта» разумно заказала 75 из них, и «Боинг» оказался под прицелом, так как продажа продукции по ценам ниже себестоимости является незаконной.
Компания Boeing обратилась к правительству с жалобой на CSeries, утверждая, что хищническое ценообразование угрожало продажам меньших версий 737. Торговая комиссия США ввела 300-процентную пошлину. Внезапно рынок Соединенных Штатов был практически закрыт для новейшего самолета от Bombardier. Именно тогда Airbus вмешался, купив 50,01-процентную долю в CSeries, переименовал ее в A220 и объявил о создании второй производственной линии на своем сборочном заводе в Алабаме.
Выходит, что A220 - канадский самолет, построенный из частей со всего мира, проданный британско-французско-немецким консорциумом и собранный в Соединенных Штатах. Поэтому он считается американским - по крайней мере, по причинам налогообложения. А Delta увеличила свой заказ до 95 самолетов A220.
Между тем, Mercedes производит модели класса А с 1997 года в Бразилии, Таиланде, Венгрии, Финляндии и Германии. Например, седан А220 2020 года, который давали потестить в США, был построен на заводе в Агуаскальентесе, Мексика. А завод принадлежит Nissan.
Итак, А220, но Мерседеса или Ниссан? А220 немец или мексиканец? Согласно наклейке: A220 - на 33% немецкий и на 51% мексиканский. Но двигатель и трансмиссия, возможно, сердце автомобиля, являются немецкими. Интересно, они учитывали что-то кроме листового металла?
В наше время, автомобили (и многие другие продукты) разрабатываются и проектируются так, чтобы их можно было собирать и продавать где угодно. Это бизнес-решение требует, чтобы продукты имели схожие конструктивные/производственные решения. В результате мы теряем вкус и характер в продуктах.
Многие, кто ездил на ретро автомобилях, или автомобилях 80х - 90х помнят, что у каждого авто был свой характер, неповторимый стиль (если не брать во внимание откровенные копии).
Напротив, современный Mercedes-Benz A220 ощущается как, ну, один из многих автомобилей из любой точки мира. Конечно, у него замечательный салон, он едет мягко и напичкан технологиями. Но это не совсем тот самый немецкий стиль или, скорее, не совсем Мерседес. Когда мир - это рынок, машины играют подстраиваются под него, как и большинство других товаров.
Airbus A220 будет продаваться по всему миру точно так же, как Mercedes-Benz A220. Когда вы полетите из Найроби в Момбасу, ощущения будут такиме же, как при перелет из Рима в Берлин, и точно так же, сегоднешнее вождение немецкого автомобиля, очень похоже на вождение японского, американского или корейского автомобиля.
Раньше можно было с точностью определить, что ты был в немецкой машине, лишь по запаху. У итальянских автомобилей были маленькие двигатели, а у американских масл каров были огромные V-8. Сейчас же сложно найти большую разницу между всеми этими авто.
Мерседес А220 во всех отношениях лучше, чем, например, старый 180D. И Airbus A220 - намного лучший самолет, чем старый Boeing 717. Но они лишились характера, чтобы достичь этого. А хорошо это или плохо - каждый решит сам.