Найти тему
Журнал искусств

Становление современного искусства

Оглавление

Люди используют термин «современный» по-разному, часто очень свободно, с множеством подразумеваемых ассоциаций нового, актуального, современного и технологического. Мы знаем разницу между современным обществом и обществом, которое по-прежнему связано с прошлым, и обычно это не столько искусство, сколько технологии и промышленный прогресс.

В XIX веке, однако, современность и ее связь с искусством имели определенные специфические ассоциации, которые люди начали признавать и использовать в качестве барометров, чтобы отличать себя и свою культуру от более ранних периодов.

Хронологически модернизм относится к периоду с 1850 по 1960 год. Он начинается с реалистического движения и заканчивается абстрактным экспрессионизмом. За этот период в западном мире произошли некоторые значительные изменения. Они превратили Европу и Соединенные Штаты из традиционных сельскохозяйственных в современные общества с городами и фабриками и общественным транспортом.

Эдуард Мане, бар в Фолье-Берже, масло на холсте, 1882 г. (Галерея Курто Лондон).
Эдуард Мане, бар в Фолье-Берже, масло на холсте, 1882 г. (Галерея Курто Лондон).

Вот некоторые важные особенности, общие для всех современных обществ.

Капитализм

Промышленная революция, начавшаяся в Англии в конце 18 века и быстро прокатившаяся по Европе (поразившая США сразу после Гражданской войны), изменила экономические и социальные отношения, предложив все большее число более дешевых потребительских товаров и изменила представления об образовании.

Кому нужна была классика, когда коммерческое/техническое образование было ключом к финансовому успеху?

Промышленная революция также способствовала развитию чувства соперничества и прогресса, которое продолжает оказывать влияние на нас и сегодня.

Городская культура

Городская культура пришла на смену аграрной по мере индустриализации и роста городов. Города были местами новых богатств и возможностей с их фабриками и производственным потенциалом. Люди, переселяющиеся из небольших ферм, поселков в крупные города, помогали разрушать традиционную культуру и ценности.

Технология

Технологические достижения, такие как индустриализация, железные дороги, газовое освещение, трамваи, заводские системы, внутренняя сантехника, бытовая техника и научные достижения, резко повлияли на образ жизни и мышление людей. Одним из последствий этого стало то, что люди в промышленно развитых районах считали себя прогрессивными и современными, а неразвитые культуры в неразвитых странах - примитивными и отсталыми.

Секуляризм

Современность характеризуется ростом светскости и ослаблением религиозной власти. Люди не отказывались от религии, но меньше внимания уделяли ей. Организованные религии все менее способны диктовать стандарты, ценности и тематику. Изобразительное искусство перешло от представления человеческого опыта и его связи с творчеством Бога к акценту на личные эмоции и индивидуальные духовные переживания, не основанные ни на одной из религий.

Оптимизм

Современный мир был крайне оптимистичен - люди смотрели на эти изменения позитивно. Они приветствовали инновации и выступали за прогресс. Изменения стали символом современности. Все, что было традиционным и статическим, было устаревшим, старомодным, консервативным.

ХIХ век был также периодом колоссального колониального роста и экспансии во имя прогресса и социальной выгоды, и все эти мероприятия были инициированы новыми промышленно развитыми западными странами.

Многие художники тесно отождествляли себя с современностью и приняли новые технологии и инновации, дух прогресса, изобретений, открытий, творчества и перемен. Они хотели участвовать в создании современного мира и стремились опробовать новые идеи, а не следовать более консервативным рекомендациям Академического искусства.

Аудитория среднего класса

К середине 1850-х годов вежливые академические разногласия были выведены из Академии на улицу. Художники все чаще обращаются к частному сектору за покровительством, пользуясь услугами этой растущей группы буржуазных коллекционеров или коллекционеров среднего класса, имеющих деньги для расходов.

Уинслоу Гомер, Крокет Сцена, 1866 г., масло на холсте (Институт искусств Чикаго).
Уинслоу Гомер, Крокет Сцена, 1866 г., масло на холсте (Институт искусств Чикаго).

Эта новая аудитория среднего класса, которая зарабатывала деньги за счет индустриализации и производства, имела большой «располагаемый доход». Им нужны были картины, которые были бы понятны, вписывались в их дома, затрагивали темы, которые им нравились.

Исторические циклы богов, святых и героев со сложными интеллектуальными связями и ссылками не вписывались в эти рамки, а вот пейзажи, жанровые сцены и натюрморты пользовались спросом.

Представители класса были не менее образованными, чем предыдущие покупатели, но получили образование с другой направленностью и набором приоритетов. Реальность была здесь и сейчас, прогресс был неизбежен, и новым героем современной жизни был современный человек.

Современность - это совокупность контекстов: времени, пространства и отношения. От этих условий зависит, что делает место или объект «современным».

Авангард

На протяжении 19 века существовали художники, создающие картины, которые мы вообще не называем «современным искусством», потому что техника или предметы были связаны с консервативными академическими стилями, техниками и подходами. С другой стороны, современных художников часто называли «авангардными».

Первоначально это был военный термин, описывающий точечного человека (первого выбывшего солдата), который подвергался наибольшему риску. Французский социалист Анри де Сен-Симон впервые использовал этот термин в начале 1820-х годов для обозначения художника, чье творчество отвечало бы потребностям народа, социалистического общества, а не правящих классов.

Авангард стал своеобразным родовым термином для ряда художественных течений, ориентированных на идею художественной автономии и независимости. В одних случаях он был тесно связан с политическим активизмом, особенно с социалистическими или коммунистическими движениями, в других - был целенаправленно удален от политики и ориентирован в первую очередь на эстетику.

Наконец, хотя современные художники работали во многих странах Европы и США, большинство произведений 19-го и многих современных художников 20-го века сосредоточено во Франции. В отличие от Англии, которая была политически стабильной в 19 веке, Франция пережила различные правительства и восстания, которые обеспечили уникальную политическую и культурную среду, способствовавшую тому, что мы знаем как современное искусство.