Во второй половине 1950-х годов в советском искусстве появилась «незаконная» абстракция. В конце 1953 года был возрожден Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, ранее называвшийся Музеем подарков Сталину. В стране началась вторая волна развития неформального искусства.
Абстракционисты были лишены официального общественного признания, поддержки и социальной страховки. Они постоянно находились под давлением, и все же нескольким молодым художникам удалось занять свое место. Среди них — ленинградский художник Евгений Михнов-Войтенко.
При жизни Михнова-Войтенко состоялось четыре персональных выставки, каждая из которых — шаг к преодолению фальши послевоенного соцреализма. В работах Михнова-Войтенко зритель видел надежду, что его мечты, чувства и страдания, наконец, получат выражение и воплощение. Джексон Поллок вернул интерес к абстракции, а Михнов-Войтенко сделал абстракционизм доступным и для советского зрителя.
Всю свою жизнь Михнов-Войтенко занимался только живописью, довольствуясь редкими встречами со зрителями. Он отличался глубиной своих экспериментов, не ограничивался модными течениями, искал свой почерк. Еще в 1950-х он четко выбрал несколько приемов, которые использовал для создания абстрактных композиций. Он выдавливал краску из тюбика, проводил линии, создавал изображение каплями.
Творчество Михнова-Войтенко многогранно, оно не укладывается ни в одно из направлений живописи того времени. Ранние работы Михнова обладают чертами русского космизма и сюрреализма, некоторые картины периода 1950-1960-х годов можно отнести к супрематизму. Сегодня картины Михнова-Войтенко хранятся в коллекциях российских и зарубежных музеев и галерей.
#русскаягалерея #живопись #искусство #абстракционизм