Способности творческого и критического мышления рассматриваются в качестве основных когнитивных навыков нашего века.
Кроме того, большинство профессий влекут за собой решение проблемных ситуаций, в которых необходимы оба процесса, что указывает на важность понимания их роли для того, чтобы научиться использовать эти способности для решения проблем в различных ситуациях. Однако все еще остаются сомнения относительно того, являются ли творчество и критическое мышление независимыми или дополняющими друг друга процессами на разных этапах творческого решения проблем.
Данное исследование проводилось на примерах студентов-психологов из двух разных стран (Бразилии и Испании). Творчество рассматривалось по четырем различным показателям: беглость мышления, гибкость, оригинальность и разработка. Эти творческие аспекты были впервые предложены Гилфордом (1960), а затем разработаны Торрансом (1966, 1990), в его творческих образных и словесных тестах, которые были подтверждены в различных частях мира. Кроме того, способности критического мышления изучались по пяти измерениям: дедуктивное мышление, индуктивное мышление, практическое мышление, принятие решений и решение проблем. Эти факторы представляют собой способность к фундаментальному мышлению, и в каждом из них мы находим наиболее подходящие способы рассуждения и решения проблем в нашей повседневной жизни.
В этой статье проанализировано, были ли результаты тестов, разработанных для измерения креативности и критического мышления, одинаковыми или разными. Таким образом, были протестированы две альтернативные модели; в то время как первая предлагала один фактор, отражающий когнитивные способности в целом, вторая модель защищала существование двух независимых факторов, различающих успеваемость в творческих тестах и тестах критического мышления. Результаты показали, что однофакторная модель создает проблемы с точки зрения соответствия модели, особенно в том, что касается аспектов, связанных с творчеством. Действительно, соответствие модели было восстановлено только после того, как были скорректированы ошибки в измерениях креативности. Вторая модель, которая была разработана для того, чтобы различать две скрытые переменные, связанные с креативностью и критическим мышлением, соответственно, казалось, более приспособлена к нашим данным. Результаты показывают относительную автономию этих двух конструкций (творчества и критического мышления) в оценках, которые оказались лишь умеренно коррелированными.
Если мы рассмотрим исходные нагрузки, мы увидим, что измерения критического мышления лучше всего определить через решение задач, практическое обоснование и принятие решений, не интегрируя два способа обоснования - дедуктивное и индуктивное обоснование. Похоже, что данные показывают, что критическое мышление требует хороших навыков мышления и аргументации, но не столько абстрактного мышления или формальной логики. Более того, учитывая скрытую переменную, которая возникла в творческих измерениях, мы видим более высокие нагрузки в отношении беглости и оригинальности, а также меньшие нагрузки в отношении гибкости и гибкости разработки. В заключение следует отметить относительную дифференциацию и независимость творчества и критического мышления в когнитивной деятельности. Как отмечалось выше, гибкость, т.е. способность рассматривать одну и ту же информацию с разных точек зрения, может способствовать развитию навыков критического мышления.
Действительно, навыки гибкости и критического мышления считаются ключевыми составляющими для содействия изучению и решению проблем во многих профессиях. Поэтому критическое мышление можно рассматривать как связанное с менее догматичным и более релятивистским мышлением, что указывает на необходимость гибкого мышления. С другой стороны, творческие процессы, по-видимому, способствовали индуктивному мышлению, т.е. способности осмысливать взаимоотношения. Важность установления связей через аналогии и метафоры является важной характеристикой творческого мышления, но интеллектуальные критические функции также могут способствовать этому процессу, как отмечалось в данном исследовании.
Исходя из этого, творчество способствует индуктивному рассуждению, особенно при выявлении закономерностей и принципов или выработке заключений о взаимоотношениях, которые не возникают в связи с логическим рассуждением, сосредоточенным на поиске наилучшего уникального ответа. Эти способности связаны с успеваемостью, а также с успехом в личной и общественной жизни людей. Однако эти процессы также требуют интенсивной энергии, которая является не только познавательной, но и поведенческой или мотивационной для наиболее эффективного достижения своей цели.