Найти тему
Русская Галерея

Страшная история «Смерти переселенца»

«Переезд хуже пожара» — фраза о временах пореформенной российской деревни. Обезземеливание, неурожаи, нужда, произвол чиновников, бесправие, голод вынуждали крестьян покидать свои убогие, но все же родные и привычные дома. Несчастные люди из Курской, Черниговской, Пензенской, Ярославской, Тамбовской губернии устремлялись на новые, неосвоенные сибирские земли.

Не все выдерживали долгий путь в неизвестность — голод, болезни, холод были постоянными спутниками переселенцев. Смерть в дороге быстро стала привычным явлением. А на новом месте — та же нищета, то же бесправие, те же тяготы крестьянской жизни.

Трагичные истории несчастных обездоленных людей и стали сюжетом картины Сергея Иванова «В дороге. Смерть переселенца» (1889). Сергей Васильевич большую часть жизни провел в путешествиях — ему всегда была интересна жизнь, радости простого люда.

-2

Не мог он не встретить на своем пути и переселенцев. Более того, художник прошел с ними многие версты — в пыли, снежной вьюге, под бесконечными дождями, палящим солнцем. Бессильный помочь несчастным, мог только сочувствовать им, заполнять альбомы зарисовками, заметками.

Судьба переселенцев вдохновила художника на цикл работ, посвященных их быту. «Смерть переселенца» — заключительная картина в серии. Именно ее критики называют «страшной правдой» — самой сильной, самой глубокой, самой честной.

-3

Художник изобразил выжженную до последней травинки бескрайнюю степь. Только крайняя нужда могла заставить человека остановиться на этом голом месте, не защищенном от палящего солнца. В неестественно торжественной позе на расстеленных пожитках лежит мужчина. Умер глава семьи.

Но не он здесь главный герой. Внимание зрителя приковано к распростертой на мертвой земле маленькой фигурке женщины. Тут нет слез, криков, плача — вдова в безмолвном отчаянии упала возле покойного.

Ее ужас и скорбь отражаются на растерянном личике дочери. Зритель не сразу заметит девочку — ощущение, что она почернела от горя как потухший уголек. «Что дальше?» — читается в глазах ребенка.

Осиротевшая семья никогда не доберется до нового благодатного места. Брошены дуга и хомут — видно, недавно пала и истощенная дорогой лошадка. Нет огня в очаге, валяется уже ненужная посуда. Как скелет, выступает голый остов треножника.

Никто не поможет. Со смертью главы семьи умерла последняя надежда на счастливую жизнь. Художник намеренно добивался ощущения бесконечного отчаяния и скорби. Поэтому убрал то, что было в первоначальных эскизах: фигуры сочувствующих женщин, лошадь, одиноко пасущуюся возле повозки. В конечном варианте все сходится к пронзительной обреченности переселенцев.

При этом Иванов не использует ярких красок, шокирующих изображений смерти. Он показывает, что страшная беда для крестьян стала частью обыденности. Что она уже не удивляет простой люд. Что смерть переселенца — это не случайное, а типичное явление.

-4

Именно поэтому работа Сергея Васильевича встретила шквал критики. Образованные дворяне не хотели признавать реалистичности картины. Обвиняли художника в спекуляции чувствами, надуманности. Но это не оставило Иванова. «Смерть переселенца» стала для него одной из первых работ на пути глубокого изучения суровой правды жизни простого крестьянина.

А какие эмоции оставляет этот цикл картин у вас? Пишите в комментариях