В процессе наведения порядка в компьютере, просматривал архивы и натолкнулся на свою же презентацию для какого-то мероприятия, где я выступал в Новосибирске 16 сентября 2010 г. - девять лет назад! Моя компания тогда называлась Nazarov & Partners. Commercial Real Estate. И вы знаете, посмотрев презентацию, решил ее изложить здесь, поскольку ничего в жизни, практически, не изменилось!
Ликвидность объекта –его способность быть реализованным на рынке по той цене, которая соответствует его качеству и уровню рыночного спроса, кроме того, это прямой показатель успешности объекта.
Определяющим фактором ликвидности объекта коммерческой недвижимости является уровень спроса на него в аренду. Однако он не позволяет учесть индивидуальные параметры объекта, от которых и зависит его рентабельность.
Основные факторы-месторасположение, функциональное назначение и коммерческое использование объекта, объемно-планировочные решения внутри здания, техническая оснащенность, обеспеченность современными инженерными системами, парковка –определяются девелопером на стадии разработки и утверждения концепции.
В ситуации, когда девелопер приобретает уже существующий, но не очень успешный объект или он им уже владеет или собирается продавать, -вот тогда наиболее остро и встает вопрос повышения привлекательности данного объекта.
Экономичные меры:
Привлечение профессиональных консультантов, проектировщиков, управляющей компании.
Создание многофункциональности объекта (организация кафе, фитнес-центра, конференц-залов, отеля, выставочных площадей, проч.).
Такие функции зачастую являются более низкими по доходности, но позволяют диверсифицировать проект, привлечь новых пользователей, улучшить узнаваемость объекта на рынке и создать дополнительную инфраструктуру. В сегменте торговой недвижимости есть свои методы повышения ликвидности.
Для торговых комплексов «первой волны» в качестве такого метода характерна реконцепция.
Замена/ротация арендаторов также может способствовать повышению привлекательности торгового объекта.
Транспортная доступность -обустройство развязок и установка дополнительных светофоров. Проблема местоположения может быть разрешена за счет обеспечения транспортной доступности.
Ликвидность любого объекта коммерческой недвижимости можно повысить с помощью активного брокериджа объекта.
Погружение Управляющего объектом в деловую среду Новосибирска (круглые столы, конференции, презентации, проч.).
Конкурентно способные и гибкие условия аренды.
Выстраивание лояльных отношений с существующими арендаторами.
Выстраивание лояльных отношений с брокерами по недвижимости, профессиональными участниками рынка, властными структурами.
Правильное позиционирование и маркетинговое продвижение объекта.
Логотип и нейминг объекта, наружная реклама, качественная полиграфия.
Удобный сайт объекта, трехмерная архитектурная визуализация объекта с использованием новейших инструментов, электронная презентация, видеоролик.
ОБНОВЛЯЕМЫЙ САЙТ! ПРОДВИЖЕНИЕ САЙТА В ИНТЕРНЕТЕ.
Таким образом, факторов, влияющих на ликвидность объекта коммерческой недвижимости, достаточно: от размещения в нем столовой до дорогостоящего ремонта.
Однако в итоге именно профессиональное управление определяет успех объекта в сегменте коммерческой недвижимости.