Найти тему

Педагогика XXI века

Оглавление

В двадцать первом веке происходят значительные изменения, связанные с новыми научными открытиями, информатизацией, глобализацией, развитием космонавтики, робототехники и искусственного интеллекта.

Нынешний век, называется временем цифровых технологий и знаний. Как меняется школа в новом веке? Как изменяется теория обучения? В настоящее время можно услышать много критики, что класс не претерпел существенных изменений, по сравнению с прошлым веком и, даже не изменился, как два столетия назад.

https://unsplash.com/photos/Z-fq3wBVfMU
https://unsplash.com/photos/Z-fq3wBVfMU

Теория образования, образно говоря, имеет два уровня. На макро-уровне в отношениях "образование - общество", происходят децентрализация и диверсификация, интернационализация образования и внедрение цифровых технологий. На микро-уровне в отношениях "учитель-ученик", существует активное сочетание традиционных и инновационных методов, сочетание активного подхода с энергоинформационной средой, познания с конструктивизмом и соединительным подходом.

Нововведения в образование

Новый век внес значительные изменения в дидактику и методы преподавания. Педагогика двадцатого века отличается от способов преподавания двадцать первого века.

С начала двадцать первого века, в развитии национального и мирового образования, произошли многочисленные изменения. Наиболее заметным явлением, в настоящее время, является интернационализация общества и проникновение цифровых технологий в процесс обучения. Современное поколение школьников известно под названиями: цифровое, социально цифровое, поколение Z.

Знания - это переход от приобретения информации через чтение, от монолога учителя к визуальному восприятию или обсуждению в классе.

Цифровые технологии меняют наш образ жизни, способы коммуникации, мышления, чувства, каналы влияния на других людей, социальные навыки и социальное поведение. Высокотехнологичная среда: компьютеры, смартфоны, видеоигры, поисковые системы Интернета - меняют облик человеческого мозга.

Педагогика, в отечественной науке, была переориентирована с науки воспитания, преподавания и обучения на науку воспитания и образования. Основной темой педагогики двадцатого века, являлось воспитание.

Воспитание в широком педагогическом смысле - это целенаправленное влияние общества на подготовку подрастающего поколения к жизни. Воспитание в узком педагогическом смысле целенаправленно влияет на развитие конкретных личностных качеств. Предмет педагогики двадцать первого века - расширил сферу охвата значения и понимания. Были внедрены компетентностный и личностно-ориентированный подходы.

https://unsplash.com/photos/xrVDYZRGdw4
https://unsplash.com/photos/xrVDYZRGdw4

Существует ряд общих черт между странами в отношении постсоциалистического пакета реформ образования, набора политических реформ, символизирующих принятие западных образовательных ценностей и включающих обучение, ориентированное на студентов, введение стандартов учебных программ, децентрализацию финансирования и управления образованием, доступность высшего образования, стандартизацию оценки студентов и массовое издание учебников.

Определяется шесть причин модернизации образования:

  1. Качество образования;
  2. Глобализация и интернационализация;
  3. Политизация;
  4. Создание общества знаний;
  5. Новые педагогические технологии;
  6. Маркетинг и финансирование.

Материалы и методы исследования

Изменения в дидактике в двадцать первом веке были изучены в четырех областях, что привело к активному использованию инновационных методов преподавания:

  • проанализированы особенности расширения предмета педагогики - "образование";
  • проанализированы и обобщены подходы в современной зарубежной дидактике, по обучению цифровому поколению студентов с учетом их специфики;
  • внимание сосредоточено на педагогических инновациях, как направлении развития дидактики;
  • проведен опрос учителей по вопросам использования традиционных и инновационных методов обучения.
https://unsplash.com/photos/zFSo6bnZJTw
https://unsplash.com/photos/zFSo6bnZJTw

Вопрос: в какой степени учителя позитивно относятся к инновациям, принимают их и совершенствуют свои навыки? Для ответа на этот вопрос была составлена анкета и проведен опрос среди преподавателей, прошедших обучение в Республиканском институте повышения квалификации учителей и педагогов. Им были заданы следующие вопросы:

  1. Используют ли учителя инновационные методы преподавания?
  2. Каковы, по мнению учителей, преимущества инновационных методов преподавания и каковы их недостатки?
  3. Почему и с какой целью учителя используют инновационные методы преподавания?
  4. Научились ли учителя пользоваться инновационными методами обучения? Как они обучались (варианты: через курсы повышения квалификации с государственной оплатой, самостоятельно или за свой счет)?
  5. Каково соотношение между применением традиционных и инновационных методов обучения, по мнению учителей? Сформировал ли педагог конструктивную структуру для обновления методик преподавания - инновационную культуру педагога?

Результаты опроса помогают понять:
Во-первых, насколько динамично происходит совершенствование педагогических навыков учителей и овладение ими инновациями в преподавании. Во-вторых, является ли процесс модернизации системным? А условия для этого созданы государством? Или же учителя самостоятельно повышают педагогические навыки ИМО?

Я буду рада, если вы подпишитесь на мой блог и поставите лайк этой статье :)