При долгосрочной аренде жилья обычно внимание обращается на стоимость, условия проживания, «чистоту» документов на квартиру, формулировку пунктов договора аренды. Но ничуть не менее важным аргументом при принятии решения «снимать/не снимать» является личность арендодателя.
Иногда это бывает сопряжено и с финансовыми потерями: уплаченной наперед арендой и/или залоговым депозитом, который владелец решил не возвращать. Как определить, кто перед вами: адекватный или проблемный владелец квартиры? Нужно просто задать несколько вопросов.
«Почему съехали предыдущие квартиросъемщики?»
Как вариант: «Какие у вас были отношения с предыдущими арендаторами?», «Как вы относитесь к жильцам, которые арендовали квартиру ранее?» и т.д. Варианты ответа могут быть следующими:
- волна негатива в адрес предыдущих жильцов — бегите: арендодатель сходу провалил тест на адекватность — нормальный человек не станет при общении с малознакомым контрагентом поливать людей грязью, даже если арендаторы, которые жили здесь до вас, были проблемными;
- краткое описание причин, тон спокойный, уравновешенный — как бы ни объяснил владелец квартиры разрыв арендных отношений (перевод по работе в другой город, покупка собственного жилья, жалобы соседей на квартиросъемщиков, несвоевременная оплата), если он говорит об этом без лишних эмоций — перед вами, скорее всего, нормальный человек (за редкими исключениями);
- владелец мнется, взгляд идет вверх и вправо — арендодатель почуял в вопросе подвох и решил скрыть истинные причины, придумывая на ходу. Это не лучший вариант для построения долгосрочных цивилизованных отношений аренды;
- вы — первый арендатор, ранее квартира не сдавалась — в этом случае возможно все, что угодно: от идеального арендодателя до человека, который не имеет представления о юридических и этических аспектах арендных отношений.
Самый безопасный вариант — опытные арендодатели, которые рассматривают свою недвижимость как средство стабильного заработка и нацелены на долгосрочную аренду.
«Вы не станете продавать квартиру в ближайшие пару лет?»
Так вы сразу покажете свою заинтересованность, продемонстрируете серьезный деловой подход и заметите подвох, если он есть. Уклончивый шутливый ответ, заминки, бегающий взгляд, нервное поведение — все это должно натолкнуть вас на мысль, что доход от аренды для владельца квартиры — не главная цель. Возможно, жилье уже некоторое время стоит на продаже и одновременно сдается.
«Как часто вы будете приходить?»
Варианты ответов:
- раз в неделю — совершенно «нездоровый» вариант, к тому же — противозаконный: Гражданский кодекс РФ гласит, что собственник имеет право проводить осмотры арендованной недвижимости не чаще раза в месяц, и то — обязательно предупредив о визите;
- раз в месяц — так себе вариант, выдающий в арендодателе неуверенного в себе человека, который будет искать признаки недобросовестного отношения к его «драгоценному» имуществу; хотя, возможно, собственник просто предпочитает получать ежемесячную арендную плату наличными;
- раз в полгода — как показывает практика, адекватные арендодатели не настаивают на посещении своей квартиры чаще, соблюдая приватность личной жизни своих квартиросъемщиков.
В первую очередь это поможет вам согласовать все важные аспекты аренды, а во вторую, если реакция владельца квартиры окажется слишком бурной, — заставит задуматься, с кем вы имеете дело: с арендодателем вашей мечты или с не очень адекватной личностью.
О других тонкостях аренды квартиры читайте в нашей специальной статье.