Найти тему
Сюр без Дали

Пять представительниц сюрреализма. Спутницы жизни, музы или сумасшедшие?

Оглавление

Из-за репутации сюрреализма как исключительно мужского направления в искусстве, женщины-художницы часто вычеркиваются из истории. Однако работы этих пяти художниц и их участие в движении свидетельствуют о том, что понятие «сюрреализм» в действительности более обширное, чем считалось ранее в истории искусства.

Леонор Фини

-2

Леонор Фини родилась в Аргентине, но провела свою юность в Италии. Во взрослом возрасте Фини знакомится с группой сюрреалистов в Париже, подружившись с такими фигурами, как Макс Эрнст и Доротея Таннинг. Ее работы выставлялись на всемирной выставке 1937 года.

Фини была под влиянием идей андрогина, чувствуя себя и женщиной, и мужчиной. Образ жизни художницы соответствовал ее нетрадиционному подходу к гендерным вопросам: она жила в доме с двумя мужчинами в течение сорока лет. Летом она проводила в обветшавшем замке на Корсике, где давала изысканные костюмированные вечеринки, на которые ее гости готовились месяцами.

"Хранительница фениксов"
"Хранительница фениксов"

Она иллюстрировала эротическую фантастику и создавала костюмы для пьес своих друзей и балетных постановок. Занималась дизайном собственных костюмов для общественных мероприятий.

Пожалуй, самым большим коммерческим успехом Фини стала разработка флакона духов для парфюмерии Эльзы Скиапарелли «Shocking».

"Shocking"
"Shocking"

Флакон в форме обнаженного женского тела позже имитировали в течение десятилетий.

Доротея Таннинг

-5

Доротея Таннинг родилась в семье шведских иммигрантов в Иллинойсе. Уверенная, что ей суждено стать художницей, Таннинг бросила Чикагский институт искусств и переехала в Нью-Йорк. Всемирная выставка искусств 1937 года укрепила ее приверженность сюрреализму. Лишь спустя годы она сблизилась с некоторыми из ключевых персонажей этого движения, когда многие переехали в Нью-Йорк с началом Второй мировой войной.

В 1946 году она знакомится с Максом Эрнстом, выходит за него замуж, и пара поселяется в штате Аризона среди своих единомышленников.

"День рождения", 1942
"День рождения", 1942

Карьера художницы продолжалась около 80 лет, поэтому за это время Таннинг испробовала много различных направлений: картины, дизайн костюмов, скульптура, проза и поэзия. У нее большая коллекция плюшевых скульптур, которые она использовала в инсталляциях на протяжении 1970-х годов. Она умерла в 2012 году в возрасте 101 года.

Леонора Каррингтон

-7

Леонора Каррингтон родилась в Великобритании в 1917 году. В свои двадцать с небольшим она знакомится с Максом Эрнстом и вскоре переезжает с ним на юг Франции. Накануне войны Эрнст был арестован французскими властями за то, что был «враждебным иностранцем», а затем преследовался нацистами за создание «дегенеративного» искусства.

Каррингтон перенесла нервный срыв и попала в психиатрическую лечебницу. Спастись оттуда удалось благодаря фиктивному браку с мексиканским дипломатом. Художница уезжает сначала в Париж, а затем в Мексику, где прожила всю оставшуюся жизнь.

"Курица сводной сестры"
"Курица сводной сестры"

Полотна Каррингтон содержат мистические символы с элементами колдовства. Ее фантастический полубезумный мир наполнен гигантскими призраками, гномами и демонами, которые действуют между добром и злом по законам сна.

Мерет Оппенгейм

-9

Швейцарская художница Мерет Оппенгейм познакомилась с сюрреалистами в Париже, когда ей было всего 18 лет. Она знала Андре Бретона, имела романтические отношения с Максом Эрнстом, была моделью для фотографий Мана Рея.

Оппенгейм была наиболее известна своими «объектами», в которые она объединяла различные предметы, пытаясь подчеркнуть свою точку зрения о женской сексуальности. Наиболее известна ее работа «Меховой чайный прибор», демонстрировавшийся на всемирной выставке в 1937 году.

«Меховой чайный прибор»
«Меховой чайный прибор»

Экспонат стал первым творением женщины-художника для коллекции Музея современного искусства и вскоре превратился в икону сюрреалистического движения. Хотя именно эта работа прославила Оппенгейм, она же затмила все ее другие многочисленные опыты в живописи, скульптуре и ювелирном искусстве.

Дора Маар

-11

Дора Маар была французским фотографом-сюрреалистом. Она, пожалуй, наиболее известна своей фотографией «Папаша Убю» с изображением броненосца, который стал культовым изображением сюрреализма после показа работы на Международной выставке сюрреалистов в Лондоне.

"Папаша Убю"
"Папаша Убю"

Карьера Маар была омрачена ее отношениями с Пабло Пикассо, который использовал ее в качестве музы и модели для многих своих картин (в частности, для серии "Плачущая женщина").

Серия "Плачущая женщина" Пабло Пикассо
Серия "Плачущая женщина" Пабло Пикассо

Пикассо убедил Маар закрыть свою фотостудию, что фактически положило конец ее карьере, и позже она не смогла возродить свою бывшую репутацию.

Подписывайтесь на канал “Сюр без Дали”, следите за новыми постами, делитесь с друзьями.

Что ещё почитать:

Фрида Кало: 7 интересных фактов, которые вас удивят

Наото Хаттори: сюрреализм с глазами от японского шизофреника